Юлия Казакова
Современные формы и методы оценивания обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы и методы оценивания обучающихся
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.
Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.
Публикация «Современные формы и методы оценивания обучающихся» размещена в разделах
Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.
Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.
Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности обучающихся.
Сейчас становится актуальным формирующее оценивание. Оно направлено на индивидуализацию обучения, развитие личности, самообразование и саморазвитие. Данная установка развивает контрольно-оценочную самостоятельность ребёнка, т. е. умение оценить себя.
Акцент в обучении ставится на процесс преподавания и учения. Ученику в этом процессе отводится активная роль. Оценка направлена на стремление ученика улучшить свою отметку, планировать корректировку обучения и улучшать её. Но для начала необходимо заинтересовать ребёнка, вовлечь его в процесс оценивания.
Вместе с формирующим оцениванием появились формы и методы его реализации. Они направлены на снижение тревожности ребёнка, развитие внутреннего рефлексивного контроля, активизацию учебной деятельности, а также веру ребёнка в свои силы.
Формы и методы оценивания обучающихся :
1. Безотметочное оценивание
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Как правило, такое обучение осуществляется в 1 классе, но сейчас оно внедряется во 2-4 классы, а также в основную школу (5-11 классы).
В 1 классе не допускается любая знаковая символика, заменяющая цифровую отметку. Допускается только словесная форма оценки, которая может использоваться во всех классах. Словесная оценка должна быть содержательной, чёткой, с полным анализом, присутствовать в течение всего урока и иметь только положительную характеристику.
Одним из видов словесной оценки является поощрение. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе.
При безотметочном обучении в последующих классах могут быть использованы условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц. Например:
1) «Лист индивидуальных достижений», в котором отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Лист заполняется сначала учеником, потом учителем. Он представляет собой таблицу, в которой написаны основные формируемые навыки и умения и пустые ячейки, где ставятся баллы, например, 0 – не научился, 1 – частично научился, 2 – в полной мере научился. В результате, по каждому учебному предмету можно судить о наличии у учащегося предметных знаний и действий с предметным содержанием.
2) Лесенка достижений», при которой фигурка, символизирующая уровень владения данным навыком, ставится на определённую ступеньку.
3) «Дробь», знаменатель которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель – количество ошибок в данной работе.
Безотметочное оценивание даёт возможность учащимся быть самостоятельными и ответственными, а также следить за своими успехами и недочётами.
2. Самооценивание
Самооценка – это внутренняя контрольно-оценочная деятельность личности. Умение оценивать свою деятельность имеет важное значение в формировании таких качеств ребёнка как ответственность, самостоятельность и активность. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от сформированности у них самооценки. Поэтому важно формировать навыки самооценивания начиная с 1 класса. Самооценка может как мотивировать, так и подавлять учебную активность.
Чтобы ребёнок научился адекватно оценивать себя и свои работы, необходимо вводить критерии, по которым ученики будут оценивать свою деятельность.
Основной смысл критериального самооценивания заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Оно позволяет ученику проследить все этапы своей работы и понять, над чем ещё нужно поработать и выбрать пути совершенствования.
Конечно, чтобы самооценивание помогало детям развиваться, его нужно проводить регулярно. Учителю необходимо планировать на него время и каждый раз напоминать детям о целях и критериях оценки работ.
3. Взаимооценивание
Критериальное оценивание может использоваться для оценки действия не только со стороны учителя или самого ученика, но и со стороны его одноклассников. При взаимооценивании могут оцениваться как индивидуальные, так и групповые работы.
Взаимооценивание помогает развить навыки устного общения учеников и уважения к чужому мнению: ученики обмениваются идеями, отвечают на вопросы и делают комментарии, а также взаимодействуют друг с другом в ходе сотружничества.
Преимущество взаимооценивания также состоит в том, что учащиеся учатся отличать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
Взаимооценивание на уроке проводится в 3 этапа:
1. Обсуждается суть задания, можно оценить несколько работ всем вместе
2. Обсуждение и фиксация критериев, по которым будет проходить оценивание.
3. Представление работ. Во время презентации ученики могут объединиться в группы, провести оценивание и в ходе общего обсуждения придут к общему выводу, какой оценки заслуживают выступающие или выступающий.
Взаимооценивание имеет огромный потенциал на внутриклассную коммуникацию и на эмоциональную атмосферу в классе, это способ оказывать поддержку и помощь друг другу и получать друг от друга нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах.
4. Портфель учебных достижений
Важным инструментом в оценке результатов обучения, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, является портфель достижений - портфолио.
Портфолио - это сборник материалов, самостоятельно отобранных ребёнком для демонстрации своих достижений, прогресса в учёбе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками, который является основой для дополнительной системы оценивания достигнутых результатов.
Портфолио через систему взаимосвязанных работ позволяет достаточно хорошо продемонстрировать прогресс в развитии навыков и умений работать на результат и сами результаты такой деятельности. Основным преимуществом портфолио является то, что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
5. Рейтинго-накопительная система (РНС)
Используется для постоянного текущего контроля для того, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.
Применяя систему «накопительной оценки», необходимо создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен. При этом можно засчитывать любую форму работы : устный ответ, работу у доски, мини-срезы и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить соответствующие баллы. При накоплении баллов также можно учитывать выполнение письменных заданий в тетрадях как дома, так и в классе, выполнение индивидуальных заданий на различных обучающих платформах (Учи. ру, РЭШ, «Решу ОГЭ» и др.). Всё это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого обучающегося.
6. Тестирование
Тестовый контроль помогает учителю оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий обучающихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний обучающихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. Тесты также дают возможность выявить некоторые индивидуальные особенности обучающихся, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развития памяти, внимания, отношения к делу. Задания теста могут состоять в том, что отвечающий должен выбрать правильный ответ из предложенных вариантов или найти «пару», вписать недостающий фрагмент, поставить предложенные фрагменты в определённый порядок и т. д.
Достоинство: тесты легко и быстро можно проверить
Недостаток: обучающиеся могут просто решать тест «наугад».
7. Экспресс – опрос («Летучка»)
Используется для повышения эффективности текущего контроля с целью своевременного получения информации и оценки регулярности и качества подготовки. Это могут быть краткие устные или письменные ответы (например, по карточкам на знание основных понятий, задания типа «продолжи предложение», «заполни таблицу», «нарисуй диаграмму», «составь схему» и др. Такие опросы, как правило, проходят в начале урока на повторение домашнего задания и могут охватывать всех или нескольких обучающихся.
Достоинство: не требует много времени для проведения и проверки, акцентирует внимание на ключевых вопросах.
Недостаток: не даёт полной картины подготовки обучающихся.
8. Расширенный опрос
Учитель предлагает обучающемуся устно или письменно полно ответить на поставленный вопрос с пояснениями отдельных положений, с приведением аргументов, примеров; при устном ответе учитель может задавать дополнительные вопросы.
Достоинство: даёт более полную картину уровня подготовки обучающегося; может включать в себя также оценивание некоторых умений : публично выступать, занимать свою позицию и аргументировать её, отвечать на поставленные вопросы.
Недостаток: требует значительного времени как для обучающихся, так и для учителя, не может быть применён для оценивания большинства умений и навыков, часто не позволяет охватить сразу много обучающихся.
9. Игровые методы оценивания
Оценивание часто можно превратить в игру. Учитель устанавливает определённую шкалу. Например, правильный ответ на вопрос кроссворда – 1 балл, ответ на дополнительный вопрос - 2 балла, дополнение – 1 балл. На основе заработанных баллов выставляется итоговая отметка. Этот метод превращает оценивание в увлекательное занятие и не пугает обучающихся.
10. Контрольное упражнение
Контрольным может быть объявлено любое упражнение: выступление в суде, подготовка аргументов, выполнение задания в группе, составление документов, написание доклада, эссе-сочинения, реферата, составление портфолио и т. д.
Достоинства: задействует все уровни учебных целей; проверяет не только знания, но и умения, навыки и ценности; как правило, не отталкивает обучающихся, поскольку задание является творческим и интересным; может дать полную картину уровня подготовки и усвоения матемиала обучающимися.
Недостатки: требует много времени для подготовки, проведения и обработки результатов, часто требует от учителя отработки специальных навыков по оцениванию и применению новых форм для оценивания.
11. Наблюдение
Педагог выбирает для себя показатели, которые он будет отслеживать в течение урока, а также обучающихся, которых нужно оценить. Особую роль при использовании этого метода играют подготовленные формы для наблюдения и оценивания. При выполнении обучающимися Контрольного упражнения или творческого задания учитель должен также применять наблюдение, чтобы оценить их работу
Достоинство: не требует дополнительного времени на уроке
Недостаток: требует значительной концентрации о учителя, который проводит наблюдение за обучающимися и одновременно следит за ходом урока.
12. Беседа (общая дискуссия, обсуждение, рефлексия, подведение итогов)
Форма беседы позволяет непринуждённо оценить всеми участниками образовательного процесса эффективность урока и не предполагает выставление оценок.
Безусловно, приведённые формы и методы должны быть использованы учителями лишь как примеры для разработки своих форм и критериев оценивания, которые, в свою очередь, должны постоянно совершенствоваться.
( Подготовили: руководитель МО учителей среднего звена Казакова Ю. Н., руководитель МО учителей начального звена Павлова Ю. В.)