Кирьянова Татьяна
Современное программно-методическое обеспечение коррекционного образовательного процесса ДОУ в контексте ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей с ОВЗ, обучающимся в условиях инклюзии в детском саду, ведется по авторским комплексным и парциальным программам, написанным в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Все программы размещены на сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор образовательных программ» (firo.ranepa.ru)
Темочки:
Выбор программ зависит от вида дошкольных образовательных учреждений : детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Выбранная программа должна отвечать поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На Совете трудового коллектива или педагогическом Совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В Устав детского сада записывается выбранная детским садом программа.
Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т. д.);
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.
Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.
Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.
Основные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т. е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих, становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.
К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены : «Гармония развития» (Д. И. Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н. М. Крылова, «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.); «Золотой ключик» (Г. Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л. Е. Курнешовой, «Из детства — в отрочество» (под ред. Т. Н. Дороновой, «Кроха» (Г. Г. Григорьева, Е. Г. Кравцова и др.); «Программа от рождения до школы» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой); «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой); «Развитие» (под ред. О. М. Дьяченко, Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников сТНР (под. ред. профессора Лопатиной).
В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы : «Красота. Радость. Творчество» (А. В. Антонова, Т. С. Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова); «Художественный труд» (Н. А. Малышева); «Природа и художник» (Т. А. Копцева); «Камертон» (Э. П. Костина); «Гармония», «Синтез» (К. В. Тарасова, Т. В. Нестерено); «Малыш» (В. А. Петрова); «Музыкальные шедевры» (О. П. Радынова); «Ритмическая мозаика» (А. Н. Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О. С. Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л. Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В. Н. Зимонина) и др.
Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.
Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных, примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.