Лучший педагог года

Современное понимание зрительного восприятия как психического познавательного процесса

Светлана Першан
Современное понимание зрительного восприятия как психического познавательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте!

Зрительное восприятие как психический процесс обладает такими свойствами как - предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, избирательность. Способность отражать объекты и явления действительности не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, называют предметностью мышления. Наглядный воспринятый образ относится к определенному предмету или явлению внешнего мира. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Публикация «Современное понимание зрительного восприятия как психического познавательного процесса» размещена в разделах

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринятого предмета складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие мысленно достраивает образ предмета до некоторой целостности формы на основе небольшого набора элементов.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Мы воспринимаем фактически отвлеченную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные раньше ноты еще продолжают звучать в сознании, когда поступают сведения о новой ноте. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в действительности.

Под константностью восприятия понимается относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов независимо от меняющихся физических условий (расстояния, ракурса, освещенности и др.)

Процесс зрительного восприятия зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в процессе переработки воспринятой информации играют знания человека, его прошлые опыт и практика, поэтому один и тот же предмет может неодинаково восприниматься различными людьми.

Следующим важным свойством зрительного восприятия является его осмысленность. Как уже было сказано, восприятие тесно связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, пытаться установить его сходство с другими предметами и связать его с определенным словом. Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилучшей интерпретации имеющейся информации.

Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большей отчетливостью и осознанностью. Эту особенность характеризует такое свойство процесса восприятия, как избирательность. Это свойство восприятия зависит от интересов, установок и потребности личности.

Образ, складывающийся в результате процесса зрительного восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации или получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, и различают виды восприятия.

Зрительный анализатор является одним из четырех ведущих анализаторов в процессе восприятия и представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа. Зрительное восприятие обычно подразделяют на виды.

Таким образом, анализ литературы по проблеме зрительного восприятия, как психического процесса, показал, что зрительное восприятие – самостоятельный психический познавательный процесс, являющийся связующий звеном между всеми познавательными процессами. Зрительное восприятие как физиологический процесс имеет свою основу, которая качественно зависит от работы центральной нервной системы и обладает рядом основных свойств, таких, как константность, предметность, целостность и др.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Игра 1. «Пляшущие тени» Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления.

Конспект НОД «Домашние животные» для развития зрительного восприятия для детей с ОВЗ Тема: Домашние животные Цель: Формирование зрительного восприятия у воспитанников старшей группы комбинированной направленности. Задачи:.

Конспект совместной игровой коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия с детьми с ОВЗ Используемые технологии: развивающие и коррекционные игры, технология сотрудничества, логоритмика. Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения «На лесной полянке»Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения «На лесной полянке» Цель: способствовать развитию зрительного восприятия, формированию у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин.

Коррекция недостаточности и развитие зрительного восприятия У дошкольников с ОНР отмечается неполноценность процесса восприятия: обнаруживается неумение сосредоточить внимание на объекте, воспринимать.

НОД по развитию зрительного восприятия «Школа. Школьные принадлежности» для детей с нарушением зрения НОД по развитию зрительного восприятия " Школа. Школьные принадлежности " для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия на тему «Одежда» (второй год обучения) Тема: одежда Задачи: Образовательные: 1. Закрепить признаки разных времен года (лето, осень, зима, весна). 2. Закрепить связь между одеждой.

Развитие зрительного восприятия в процессе рисования с детьми с нарушением зрения «Развитие зрительного восприятия в процессе рисования» Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной.

Современное дошкольное образовательное учреждение в условиях модернизации образовательного процесса Современное дошкольное образовательное учреждение в условиях модернизации образовательного процесса Слайд 1 Жизнь не стоит на месте, развиваясь,.

Эмпирическое исследование особенностей развития зрительного и целостного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Настоящее исследование проводилось на базе «ГБУСО КО реабилитационный центр для детей и подростков.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современное понимание зрительного восприятия как психического познавательного процесса
Опубликовано: 15 мая 2019 в 18:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современное понимание зрительного восприятия как психического познавательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Першан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД