Светлана Ивановна Данилова
Обобщение опыта работы «Поликультурное образование в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вам обобщение опыта работы по теме :
«ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ в условиях введения ФГОС»
Аннотация. В статье изучено понятие «Поликультурное образование», проанализирована «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», представлен опыт работы в области поликультурного образования детей дошкольного возраста, показана важность работы над данной темой в детском саду.
Публикация «Обобщение опыта работы „Поликультурное образование в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Толерантность, поликультурное воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Ключевые слова: поликультурное образование, духовно-нравственное воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание, патриотическое воспитание, стратегия развития воспитания в Российской Федерации, малая родина, дети дошкольного возраста, семья.
Детский сад -это второй институт жизни, после семьи, в котором живет и развивается ребенок. «Жизнь» ребенка в детском саду имеет важное значение, потому что первый опыт полноценного общения он получает именно в этот период жизни. Одним из важнейших направлений работы дошкольного учреждения является поликультурное воспитание дошкольников. Что же включает в себя термин «поликультурное воспитание?» В энциклопедическом словаре педагога Безруковой В. С. «Основы духовной культуры» сказано, что поликультурное образование (гр. – многокультурное) – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения (в мире 2000 народов и более 200 стран, превращая планету в «глобальную деревню». Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т. е. поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности. В этих условиях особенно востребованной стала народная педагогика. Если перенести смысл этого определения в рамки дошкольного образования, то можно сказать, что поликультурность образования сводится к овладению родной и русской речью, становлению основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственному развитию с принятием моральных норм и национальных ценностей.
29 мая 2015 года подписано распоряжение Правительства Российской Федерации N 996-р об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Стратегия). В Стратегии четко сказано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Другими словами, здесь опять идет речь о важности поликультурного образования. Рассмотрим документ подробнее в свете данной проблемы.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.
Исходя из всего выше сказанного, работа в дошкольной организации должна быть ориентирована на поликультурное образование дошкольников. Работая в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53», разработанной с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и др. мы особое внимание уделяем развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его здоровья, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям и т. д. В работе нашего детского сада поликультурное образование включает в себя следующие компоненты: патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, экологическое воспитание, семейное воспитание, трудовое воспитание, художественно-эстетическое воспитание. Также огромное значение имеет работа в семьями детей. Рассмотрим подробнее нашу работу с детьми второй группы раннего возраста.
Работая над нравственным воспитанием детей, мы стремимся, чтобы дети понимали, что есть добро и зло, хорошо и плохо, стараемся предлагать детям ситуации, в процессе решения которых у детей формируются качества: доброта, честность, трудолюбие, дружелюбие. Мы проводим непосредственно образовательную деятельность, например, «Давайте жить дружно!», «Волшебные слова», «Что такое хорошо и что такое плохо!». Мы предлагаем детскому вниманию художественную литературу, подводим к индивидуальному осознанию смысла текста. Особенно решению этой цели способствуют произведения Л. С. Славиной «Таня и братик», «Кровать куклы», В. В. Гербовой «Про девочку Катю и маленького котенка», Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика» и другие. Нравственное воспитание неразрывно связано с трудовым и экологическим воспитанием. Невозможно привить доброту без бережного отношения к природе, желании помочь птичкам зимой; невозможно привить трудолюбие без уважения к чужому труду.
Работая над патриотическим воспитанием, мы стремимся, чтобы ребенок с детства любил свою семью, свой родной край, культуру, родину. Наша первичная задача - формирование любви к малой родине через чувство привязанности к родному дому, родной природе, традициям. Исходя из возрастных особенностей детей 2-3 лет мы беседуем с ними о родном городе, улице, достопримечательностях города, праздниках, например, «День рождения любимого города», «Праздник Победы», «Мой любимый город», играем в народные подвижные игры, читаем русские народные сказки, потешки, слушаем русскую народную музыку. Нижегородская область славится своими умельцами, а наша задачу рассказать детям о них, помочь понять ценность каждого промысла. Это неразрывно связано с художественно-эстетическим воспитанием. Особую роль играет общение в семье, поэтому мы очень тесно работаем с семьей : проводим беседы, консультации, родительские собрания.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что плодотворная работа в данном направлении поможет нам вырастить новое поколение, способное быть добрыми к людям, проявлять сочувствие, бережно относится к природе, семье, родине.
Литература:
1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога, 2000.[ Электронный ресурс]- Режим доступа. www.psyoffice.ru/slovar-s162.htm
2. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
4. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89.