Лучший педагог года

Современная сказка как средство обогащения лексики детей старшего дошкольного возраста

Наталья Николаевна
Современная сказка как средство обогащения лексики детей старшего дошкольного возраста

Тема работы – «Современная авторская сказка как средство обогащения лексики детей старшего дошкольного возраста.»

Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством развития словаря и обогащением лексического материала дошкольника. В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования сказки в работе с детьми. Однако все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для логопедов и работников ДОУ.

Объект исследования: процесс формирования словаря дошкольника при знакомстве с современной авторской сказкой.

Публикация «Современная сказка как средство обогащения лексики детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Предмет исследования: педагогические условия формирования словаря и обогащения лексического материала детей старшего дошкольного возраста на материале авторских сказок.

Цель работы: изучить возможности использования авторских сказок в развитии словаря и обогащения лексики детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- изучить теоретические основы проблемы обогащения лексического материала у детей старшего дошкольного возраста через сказку и современные источники через анализ научной, учебной методической литературы;

- проанализировать условия и опыт работы в ДОУ по обогащению лексического материала ребенка через современную авторскую сказку;

- продиагностировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

- теоретически обосновать и опытным путем апробировать педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста на материале современных авторских сказок.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки.  Сказка – это способ общения с ребёнком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.

В статье освещена тема использования сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Рассмотрены основные аспекты положительного её воздействия. Авторы отмечают, что главным и наиболее важным условием развития ребёнка дошкольного возраста служит привлечение детей к сказке, так как через неё решается ряд задач по коррекции развития и поведения ребёнка. Участвуя в занятиях по сказкотерапии, дети познают много нового и интересного, а также учатся налаживать контакт, как между собой, так и с окружающим миром.

Как подчеркивают исследователи сказочного жанра (работы В. П. Аникина, Т. В. Зуевой, К. П. Кабашникова, Н. И. Кравцова, К. М. Нартова, Э. В. Померанцевой, М-Л. Франца, в течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. «Едва начав осознавать самого себя и отличать «Я» от «Не-Я», ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку». Современные педагоги и психологи (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. М. Михайлов и др.) рекомендуют использовать сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром, для психологической коррекции и развития личности ребенка.

По мнению современных ученых и исследователей - эффективным средством развития словаря у детей является использование авторских и народных сказок.

Гипотеза: сказка будет являться средством обогащения лексики у детей старшего дошкольного возраста, если:

- выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

- систематически проводить комплекс занятий в соответствии с программными требованиями и учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- установить единство требований педагогов ДОУ и родителей.

В современном образовательном процессе большое внимание уделяется развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Одним из прекрасных средств развития лексических навыков и богатства речи является авторская сказка. Целью данного исследования является изучение влияния современной авторской сказки на обогащение лексики детей данного возраста.

Первоначально необходимо выбрать подходящую базу для проведения исследования. Была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в МБДОУ «Невский» города Мариуполя. Данная база обеспечивает удобство проведения исследования, так как в рамках одной группы можно наблюдать динамику прогресса каждого ребенка и оценивать итоговые результаты.

Для достижения цели исследования был определён комплекс методов, включающий в себя наблюдение, тестирование и сравнительный анализ. Во время наблюдения были отмечены изменения в лексическом запасе детей после прочтения различных авторских сказок. Для учета изначального уровня речевого развития участников исследования проводилась предварительная оценка лексического запаса каждого ребенка.

Тестирование проводилось до начала чтения сказки и после нескольких сеансов чтения. Для определения уровня владения лексическими навыками использовались задания со словами и предметами, а также вопросы, требующие активного использования этих слов.

Полученные данные были тщательно проанализированы. После анализа статистических показателей, включающих среднее значение и стандартное отклонение, было выявлено, что современная авторская сказка действительно оказывает положительное влияние на обогащение лексики детей старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования были оформлены в виде доклада с изложением цели, методов, полученных данных и основных выводов. Данный доклад может послужить основой для последующих исследований и внедрения современной авторской сказки в образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, исследование позволило убедиться в эффективности современной авторской сказки как средства обогащения лексики детей старшего дошкольного возраста. Это открывает новые перспективы для применения данного метода в образовательном процессе и его потенциального влияния на развитие речевых навыков у детей данной возрастной группы.

-расширение словарного запаса детей.

- Авторские сказки уделяют внимание введению новых слов и выражений, которые дополняют уже известные детям лексические единицы

- Через сказочные персонажи и сюжетные ситуации дети могут понять и освоить значение новых слов, а также правильное их использование в речи.

- Авторские сказки способствуют развитию лексических навыков у детей, помогая им понимать и анализировать различные значения слова в контексте сказочного произведения.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современная сказка как средство обогащения лексики детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 октября 2024 в 19:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современная сказка как средство обогащения лексики детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД