Наталья Масалова
Краткосрочный проект по ранней профориентации детей «Дорог на свете много — железная одна»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКИЙ САД №71 ОАО «РЖД»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «ДОРОГ НА СВЕТЕ МНОГО – ЖЕЛЕЗНАЯ ОДНА»
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МАСАЛОВА Н. В.
ТУЛА 2013
ВИД ПРОЕКТА : краткосрочный подгрупповой познавательный проект для детей 6 – 7 лет.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 месяца (МАРТ, АПРЕЛЬ).
Публикация «Краткосрочный проект по ранней профориентации детей „Дорог на свете много — железная одна“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Железная дорога, поезд. Проекты, исследования
- Один, много, ни одного. Занятия по ФЭМП
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети старшей логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Профессиональная ориентация является одним из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющееся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения. На современном этапе развития общества в условиях социально-экономической нестабильности роль профессиональной ориентации значительно вырастает. Дети, закончив школу, стоят на пороге огромного выбора, своей профессии. Если с раннего детства прививать интерес к железнодорожным профессиям, то дети будут целенаправленно идти к своей цели с детства.
ЦЕЛИ:
1. Преодоление общего недоразвития речи воспитанников в ходе работы по их профориентации;
2. Знакомство с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе;
3. Воспитывать интерес к профессии железнодорожника, чувства гордости за своих родителей, работающих на железной дороге.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать расширению представлений о железнодорожном транспорте, железнодорожных профессиях;
2. Создавать условия для знаний представлений о трудовых действиях совершаемых взрослыми, о результатах, об оборудовании, инструментах необходимых для работы;
3. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
4. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых;
5. Развитие речи детей (расширение и активизация словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий, фонематического восприятия, связной речи)
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
• Наглядно-дидактические пособия (иллюстрации на железнодорожную тематику, презентация к занятию по теме «Какие бывают вагоны», видеоролик «Из истории развития железной дороги», дидактические игры)
• Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений по железнодорожной тематике.
• Экскурсия на ж/д вокзал.
• Продуктивная деятельность детей.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
ПЕРИОД МЕРОПРИЯТИЯ ОТВЕТСВЕННЫЕ
Подготовительный этап
Март
1-я неделя Сбор и анализ литературы по данной теме;
Консультация для родителей «Как знакомить детей со своей профессией – профессией железнодорожника»
Разработка и подбор дидактических игр по данной теме.
Учитель-логопед
Март
2-я неделя Беседы с детьми: «Где работают и чем занимаются мои родители?».
Консультация для воспитателей группы: «Задачи и содержание работы по ранней профориентации на железнодорожные профессии».
Разработка содержания проекта : «Дорог на свете много – железная одна» Учитель-логопед,
воспитатели
Основной этап
Март
3-я неделя Показ видеоролика «Из истории железных дорог».
Рассматривание иллюстраций и чтение книги М. Улыбышевой «От паровоза до «сапсана». Учитель-логопед,
воспитатели
музыкальный руководитель
Март
4-я неделя Проведение занятия на тему: «Какие бываю вагоны?» с использованием презентации.
Индивидуальная деятельность с детьми. Учитель-логопед
Апрель
1-я неделя Встреча с интересным человеком, работающим машинистом «Быть прекрасно машинистом,есть конечно доля риска».
Создание родителями совместно с детьми альбома «Железнодорожные профессии». Учитель-логопед,
воспитатели,
родители
Апрель
2-я неделя Проведение занятия «Железнодорожные профессии» с использованием альбома, составленного родителями совместно с детьми.
Индивидуальная деятельность с детьми. Учитель-логопед
Апрель
3-я неделя Экскурсия на железнодорожную станцию Тула 1 Заведующий,
учитель-логопед,
воспитатели
Апрель
4-я неделя Выставка детского творчества: «Чух-чух-чух поезд едет во весь дух».
Индивидуальная деятельность с детьми. Воспитатели,
учитель-логопед
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Создан фотоальбом: «Железнодорожные профессии».
2. Дети имеют представление об особенностях работы специалистов и рабочих железной дороги.
3. Родителями получены знания «Как знакомить детей со своей профессией – профессией железнодорожника»
4. Организована выставка детских работ «Чух-чух-чух поезд едет во весь дух».
Приложение 1.
Консультация для родителей
«Как знакомить детей со своей профессией –
профессией железнодорожника».
У детей старшего дошкольного возраста необходимо воспитывать любознательность, интерес к окружающему. Кроме того – углублять знания о труде, положительное отношение к трудящемуся человеку.
Каждый ребенок должен знать, где работают его родители, называть их профессию, видеть, что мама или папа любят свою работу и гордятся ею.
Знакомя детей с профессиями людей, работающих на транспорте, обратите внимание дошкольников на то, что к этому понятию относится и профессия железнодорожника.
Дома родители поощряют детскую любознательность, стараются вызвать интерес к своей профессии, дают представление о труде железнодорожника.
Советуем начать это знакомство с экскурсии на рабочее место родителей. Нужно выбрать день и пойти с ребенком на экскурсию. По дороге рассказать о значении железнодорожного транспорта, о том, что и днем и ночью идут по железным дорогам страны поезда, едут люди, едут грузы. Дорога работает, не зная ни ночного, ни праздничного, ни воскресного затишья. Для того, чтобы грузы вовремя поступили на станцию назначения, а пассажиры без опоздания прибыли в нужный им город, на железнодорожном транспорте трудятся люди многих профессий. Детям надо рассказать о своей профессии, о том, чем вы занимаетесь на рабочем месте, где это рабочее место, какова его роль в работе железнодорожного транспорта.
При дальнейшем знакомстве с профессией железнодорожника можно подобрать книги с иллюстрациями на эту тему. Познакомить с содержанием, рассмотреть иллюстрации, поделиться впечатлениями о прочитанном. Также нужно обратить внимание на стихи о железной дороге, понравившиеся в книге ребенку, заучить их вместе с ним. А затем можно обыграть всей семьей прочитанные художественные произведения, например написанные С. Я. Маршаком «Багаж», «Вот какой рассеянный», ведь в играх дети обычно отражают то, что они видят в жизни и деятельности взрослых вокруг себя.
Приложение 2
Конспект занятия на тему: «Какие бываю вагоны».
Программное содержание:
• уточнить и расширить знания детей о грузовых и пассажирских составах;
• закрепить названия вагонов, входящих в грузовой и пассажирский составы;
• развитие грамматического строя речи, согласование имен существительных с прилагательными (пассажирский и грузовой поезд, спальный вагон, купейный вагон, плацкартный вагон, багажный вагон,, почтовый вагон)
• Составление предложений с союзом а
• Развитие диалогической речи, фонематических представлений, зрительного внимания, памяти, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
• Воспитывать интерес к железной дороге.
Оборудование: компьютер презентация “Вагоны грузового и пассажирского состава”, предметные картинки по теме.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Отгадывание загадок по теме)
Бежит конь вороной
Много тянет за собой (поезд)
Мимо рощи, мимо яра.
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка…
Кто такая? (электричка)
Кто по рельсам – по путям
Поезда приводит к нам? (машинист).
2. Рассматривание вагонов пригородного сообщения и дальнего следования. Составление предложений.
3. Игра «Назови вагон». (закрепление в речи названий вагонов грузового состава)
4. Физкультминутка
Спят ребятки - дети кладут голову на руки.
Раз - ребятки все проснулись.
Два - друг другу улыбнулись.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре дружно встали.
Пять - на месте зашагали.
Шесть - в купе тихонько сесть.
Дети садятся за столы.
5. Артикуляционная гимнастика. («Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка»)
6. Выкладывание из палочек грузовых вагонов по образцу. (платформа, хоппер, цистерна, вагон, полувагон)
7. Игра «отправь состав» (распределение груза по вагонам)
8. Упражнение «Что лишнее».
9. Итог.
Приложение 3.
Экскурсия на железнодорожную станцию Тула 1.
Коррекционно-образовательная деятельность: расширение и активизация словаря по темам «Транспорт», «Железнодорожный транспорт», «Железнодорожные профессии».
Употребление имен существительных во множественном числе, подбор прилагательных и глаголов к существительному. Образование сложных слов путем сложения основ (паровоз, тепловоз, электровоз, снегоочиститель, громкоговоритель). Согласование существительных в роде и числе. Образование приставочных глаголов.
Составление рассказа о посещении станции Тула 1.
Приложение 4.
Встреча с машинистом
«Быть прекрасно машинистом, есть конечно доля риска»
Коррекционно-образовательная деятельность: расширение и активизация словаря по теме «Железнодорожный транспорт». Употребление приставочных глаголов. Употребление предлогов «на», «в», «из» и т. д. Составление описательного рассказа по наглядному плану о машинисте.