Мария Белякова
Совместные формы работы детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и её народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д. С. Лихачев
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Совместные формы работы детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Формирование патриотических чувств у детей проходит в тесной связи с семьёй.
Первую встречу с родителями мы проводили за круглым столом с чаепитием, на котором обязательно присутствовали и дети.
Мы вместе с родителями обсуждали тему «Традиции нашей семьи». Было услышано много интересных, красочных рассказов из жизни семей. Традицией для некоторых семей является – пикники на природе. В месяц один раз, а летом это происходит чаще, они выезжают на природу: на рыбалку, купание и сочные шашлыки, путешествие по кладовым матери-природы за грибами-ягодами или даже сбор лекарственных трав для домашней народной аптечки. Осенью они любуются красотой природы, зимой – катаются на лыжах. И такие выезды для них традиция в любое время года. У каждой семьи есть свои традиции, благодаря которым происходит формирование патриотических качеств у детей.
В нашей группе проходило нетрадиционное родительское собрание «Урок воспитания». Цель собрания: активизация родительского участия в воспитании нравственно-патриотических чувств детей, развитие умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать. Родители рассказывали о разных жизненных ситуациях, обменивались опытом.
По инициативе родителей в нашей группе была организована экскурсия в городской краеведческий музей. Не только детям, но и взрослым она очень понравилась. Дети узнали много нового и интересного о нашем городе, о его истории, жителях, о национальном колорите республики Мордовии, о животных населяющих наши леса и ещё о многом другом.
Каждый год, накануне Дня Победы, в нашем детском саду проводятся мероприятия, посвященный этой знаменитой дате. Мы знакомили детей с георгиевской ленточкой, с более старшими детьми проводили праздничный концерт для ветеранов. Помощь в организации этого мероприятия оказали родители. Они совместно с детьми подготовили рисунки ко Дню Победы, изготовили папку «Никто не забыт, ничто не забыто», в которой рассказывали о своих прадедах и родных участвующих в ВОВ.
Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за свою страну, армию, прививают желание защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Совместно с родителями в группе проводились досуги «День матери», «День пожилого человека». Традицией стало празднование дня рождения детей с привлечением родителей, которые заранее готовили рассказ о ребенке, приносили его фотографии, старались представить интересные факты из жизни семьи. При этом создавалась атмосфера общности интересов взрослых и детей.
В нашем саду проводится городской конкурс «Бабань парь» (Бабушкин сундук, в котором наши родители принимают активное участие, занимают места и получают похвальные грамоты.
Родители вместе с детьми принимали активное участие в зимнем конкурсе «Фабрика Деда Мороза». Папы вместе с детьми учувствовали в конкурсе «Лучшая кормушка». За активное участие они тоже получили грамоты. Все это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Не только в саду, но и дома родителями проводится работа по формированию нравственно-патриотических качеств. В основном все родители читают детям сказки, разучивают с ними стихи, потешки. Многие мамы постоянно рассказывают о том, как читают детям русские народные сказки, учат с ними потешки, прибаутки, поют им колыбельные, благодаря, которым дети лучше засыпают. И вот эти произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности ребенка в духе патриотизма.
Есть в нашей группе семья, которая проживает за городом, у них есть свое хозяйство. Родители рассказывают, что постоянно привлекают сына к труду, воспитывают в нем трудолюбие. Мальчик сам проявляет желание: вместе с родителями убирает зимой снег во дворе, выходит с мамой летом в огород, с папой во двор ухаживать за животными. Ребенку это очень нравится. Вместе с семьей они выезжают в город, знакомят сына с достопримечательностями родного города, ходят в театр, парк им. А. С. Пушкина, посещают зоопарк. И тем самым они тоже воспитывают маленького патриота.
Другая семья, каждый выходной выезжают в деревню к своим родителям, чтобы навестить их и помочь им. И после одной очередной такой поездки мама девочки рассказывала, как дочке понравилось помогать собирать урожай картошки, и как вместе с ней работа оказалось интересней.
Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным, эмоционально насыщенным содержанием.
В свою очередь мы воспитатели группы посещаем семьи наших воспитанников. Посещая семьи, мы наблюдаем, как в домашних условиях происходит нравственно-патриотическое воспитание детей. Мы даем рекомендации, проводим с родителями беседы о воспитании в детях самостоятельности, трудолюбия; что дома нужно играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, в дидактические игры, читать им сказки, рассказы, смотреть познавательные мультфильмы; больше проводить с детьми время на природе, учить любоваться её красотой, наблюдать; посещать с детьми театры, музеи.
Совместно с родителями наших воспитанников мы стараемся учить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.