Каретина Елена Валерьевна
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Е. В. Каретина
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная Шапочка»
г. Тамбов, РФ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГАМИ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы)
Аннотация
В статье представлен опыт работы учителей-логопедов МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная Шапочка» г. Тамбова по взаимодействию воспитателей и учителей-логопедов в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Ключевые слова:
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Дошкольники, коррекция речевого развития дошкольников, нравственно-патриотическое воспитание, лексическая тема «Тамбов – наш родной город»
В детском саду № 51 «Красная Шапочка» г. Тамбова большое внимание уделяется патриотическому воспитанию дошкольников. Чувство патриотизма - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим, желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Поэтому, развивать чувство патриотизма нужно, начиная с дошкольного возраста.
Несмотря на то, что сфера профессиональной деятельности учителя-логопеда касается непосредственно коррекции речевого развития дошкольников, в ДОУ ежедневно осуществляется тесное взаимодействие воспитателей со всеми специалистами, воспитательно-образовательный процесс строится по одним темам. В логопедической практике использование материалов о родном городе является неотъемлемой частью, поэтому нами - учителями-логопедами используется лексическая тема «Тамбов – наш родной город», с которой тесно переплетены такие темы, как «Семья», «Времена года», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные» и другие. Использование этого материала повышает интерес детей к занятиям, так как они могут использовать свой, пусть и небогатый, жизненный опыт, с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их. На этих занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь.
Тренировка речевого выдоха
Формирование речи на фоне нарушенного голоса и речевого выдоха может спровоцировать заикание и всегда приводит к дефектам произношения звуков. При выполнении упражнений по формированию плавного речевого выдоха нужно следить за тем, чтобы ребёнок не напрягался. Нельзя так же дуть изо всех сил и долго, лучше потихоньку, урывками.
На занятиях мы играем с бумажным человечком, приклеенным к бумажной подставке. Расставляем картинки с видами Тамбова (по сезонам) и предлагаем ребёнку подуть на подставку, заставляя человечка скользить по столу. Следим за тем,чтобы ребёнок правильно направлял струю воздуха, а так же он должен назвать достопримечательность изображённую на той карточке, рядом с которой остановился человечек. Уточняем здесь же и время года.
Автоматизация поставленных звуков
На материале «Тамбов – наш родной город» на занятиях закрепляем поставленные звуки, объясняем значение новых незнакомых слов.
Чистоговорки по автоматизации звуков объединены по темам: деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты. Предварительно рассматриваем с детьми иллюстрации, фотографии из альбома «Мой любимый город Тамбов», беседуем с ними, выясняя, знают ли они цветы, растущие в наших краях, грибы и прочее.
Непродолжительная беседа о знакомых птицах: логопед загадывает загадки, ставит картинки и просит детей рассказать то,что они знают об этих птицах. (Верещунья белобока, а зовут её(сорока)
Развитие мелкой моторики
О необходимости развития мелкой моторики всем давно известно. Связав это с материалом о родном крае, используем на занятиях пальчиковую гимнастику «Я шагаю по Тамбову». (Для выполнения упражнения можно использовать мини-туфельки для пальчиков). На столе раскладываются фотографии объектов нашего города. Стихотворение (авторское) читает логопед, а дети «подходят» к называемым объектам.
Я шагаю по Тамбову очень быстро, очень скоро,
Успеваю я, однако, посмотреть по сторонам.
Что я вижу, замечаю, рассказать могу и вам:
Вот администрации здание красивое,
Далее – тамбовский «ТАКФ»,
Где такие вкусные делают конфеты,
Пряники и шоколад, вафли и зефир.
А через дорогу нашу церковь видно,
Купол у которой задевает небосклон.
Стоит дальше нам пройти, увидим центр торговый,
Несомненно, людям очень нужен он.
Погуляли по Тамбову, ноженьки устали,
Туфельки свои снимаем и немного отдыхаем.
Данное упражнение способствует развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, развитию чувства ритма, памяти и мышления детей.
Учитель-логопед д/с № 51 «Красная Шапочка» Е. В. Каретина сочинила стихотворные строки, в которые включила легко узнаваемые детьми объекты нашего города.
Посмотрим сегодня всё самое – самое,
Куда вы ходили, наверное, с мамою:
Соборная площадь - первая в городе,
А Ленина площадь - парадная самая,
Улица Маркса, конечно же, Карла
Является длинною самою-самою!
Памятник Зоечке Космодемьянской-
Память Войне той кровавой Отечественной,
Первым её увековечившей!
Работа над лексико-грамматическим строем речи
Работа над лексико-грамматическим строем речи является важной частью логопедических занятий. Для этого тоже используем материалы «Наш город». Лучше всего они проходят в виде игр. Например: «Считаем улицы», «Один – много», «Скажи ласково».
Работа над предложением
Работа над составлением предложений проводится с использованием альбома с фотографиями видов нашего города. Прежде чем перейти к составлению рассказа, мы вспоминаем, как называются водоёмы нашего города, как надо проводить время на водоёме, вспоминаем летний отдых, затем составляем рассказ.
Развитие связной речи
Сегодня невозможно представить современные занятия без использования компьютерных технологий. Для развития связной речи используем мультимедийные программы «Учимся говорить правильно» сайта «Мерсибо», слайдовые презентации по теме «Мой любимый город Тамбов». Задания имеют от 2 до 7 уровней сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Творчество тамбовских поэтов
Рассказывая детям о родном городе, знакомим их с творчеством Тамбовских поэтов.
Стихотворения используем для автоматизации поставленных звуков.
Цна
Под Тамбовом, под Тамбовом
Протекает речка Цна.
В мост высокий, в мост дубовый
Ударяется волна.
Шла мечта по дивным странам
На машинах, на конях,
По огромным океанам,
На крылатых кораблях.
В той волне резвятся рыбы
Серебристою толпой.
К той волне склонились ивы
Чуткой, трепетной листвой.
С той поры прошло немало.
Я объездил белый свет.
Всё, что видел, — миновало,
Не вернуть мне этих лет.
Здесь мальчишкой босоногим
С гибкой удочкой в руке
Я по дымчатой дороге
Мчался к утренней реке.
Только милого, родного
Не смогли стереть года:
Я родимого Тамбова
Не забуду никогда.
Я сидел на мшистой свае
Рядом с древним рыбаком,
А под нами голубая
Шла мечта за поплавком.
В. Афанасьев