Ирина Семёнова
Методический семинар «Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи, применяемые в «Школе мам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечения родителей в жизнедеяте-
льность дошкольного учреждения, повышать интерес педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с родителями.
Работа в «Школе МаМ» построена на принципах добровольности и личной заинтересованности родителей. Родителей и педагогов объединяют общие про-
Публикация «Методический семинар „Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи, применяемые в „Школе мам“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
блемы и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формируется и запрашивается родителями.
Форма работы представляет собой мобильную систему, в которой происходит быстрое реагирование на изменения,происходящие в семье (трудности в воспитании, проблемы с адаптацией к условиям ДОУ и др. ,в связи с этим меняется и направление работы ДОУ.
На сегоднешний день воспитательные функции семьи значительно ослабленны.
Семьи малочисленны,непрочны,нестабильны,низкая педагогическая культура родителей. Моя задача,как педагога на встречах в «Школе МаМ» донести до родителей,что главным условием повышения эффективности семейного воспитания является осознание того,что семья—это высшая социальная ценность, в которой может в полной мере реализовано формирование и развитие личности.
В связи с этим, основной акцент я делаю на то,что именно в семье происходит
первичная социализация и формируется первичное мировоззрение ребенка.
Главная моя задача,как старшего воспитателя и просто воспитателя при взаимодействии с семьей-это создание единого пространства или алгоритма
«Родители-дети-педагоги».
Для достижения даной цели в «Школе МаМ» я вместе с педагогами ДОУ стараюсь выполнить следующие задачи:
Создать условия для участия родителей в жизни детского сада.
Установить партнерские,доверительные и уважительные отношения между
педагогами и родителями. Чтобы наша цель оправдала себя, свою подготовительную работу мы начали с того,что изучили новинки методической литературы по внедрению инновационных форм по взаимодействию с родителями,постарались создать комфортные и благоприятные условия для вовлечения родителей в единое образовательное пространство и приобщения их в культурно-досуговую деятельность. Для нашего детского сада-это новая форма отношений,когда учреждение является открытой системой «Открытость
внутрь». Родители при взаимодействии с воспитателями и специалистами имеют возможность участвовать во всех мероприятиях проводимых в детском саду и внести свой вклад в развитие и воспитание своих малышей.
«Открытость детского сада наружу» подразумевает взаимодействие учреждения
с социальными институтами находящимися на территории ДОУ и вовлечение родителей к участию в конкурсах. Хочу отметить,что два года назад,когда мы с коллегами только начинали работу по взаимодействию с родителями в «Школе МАМ»,мы испытали огромное количество трудностей. На тот период детский сад поменял вид, поменялись условия. На смену дошкольникам пришли маленькие крошки, у которых началась проблема адаптации к условиям ДОУ и
возникла необходимость пересмотра традиционных форм и методов в работе с семьями. Для начала была организована адаптационная группа,где родители имели возможность находиться вместе со своими малышами, видели как педагоги общаются с детьми,какие мероприятия проводят. Постепено любознательность родителей стала проявлятся и в образовательной деятельности,так как педагоги периодически вовлекали родителей в мини-проекты, досуги, но по результатам анкетирования удовлетворены качеством образовательных услуг на тот момент были всего 49%. Сейчас эта цифра составляет 85%. Все это потому что родители поменяли свои взгляды на работу
педагогов в детском саду,так как увидели воспитательно-образовательную деятельность изнутри, ощутили на себе новые активные формы взаимодействия.
Родители из «наблюдателей» и «зрителей» перешли в разряд активных деятелей. Особенно успешно проходит взаимодействие родителей совместно с педагогами в культурно- досуговой деятельности. Родители не просто участвуют в театрализованных мероприятиях,кукольных спектаклях,досугах,праздниках,но и непосредственно проводят эти мероприятия. В свою очередь,моя работа заключается в том, чтобы оказывать родителям психолого-педагогическую поддержку и организовывать для них не только консультирование по каким-либо проблемам,но и предоставить им возможность принимать участие в интерактивных формах,таких как семинары -практимумы, педсоветы, что является весьма эффективной формой.
Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с родителями имеют
неоспоримые и многочисленные преимущества- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, возможность реализации единой программы воспитания и
развития ребенка в ДОУ и семье. Опыт показывает, что позиция родителей и воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя компетентными в
воспитании своих детей.
Новая форма работы-»Родитель-семья-педагог».
Высшая цель и содержание-Ребенок.
Активные нетрадиционные формы,которые мною использовались при взаимодействии с родителями в «Школе МАМ» :
Информационн- аналитические
Познавательные
Досуговые
Наглядно-информационные.
Информационно-аналитические использовались мною с целью выявления интересов,запросов, потребностей родителей и уровня их педагогической грамотности -это проведение опросов, социологических срезов,»почтовый ящик».
Досуговые формы использовались для установления эмоционального контакта
между педагогами, родителями и детьми -это совместные досуги,праздники, театрализованные представления, участие родителей вместе с детьми в выставках совместных работ, конкурсах.
Познавательные формы использовались с целью ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей раннего возраста,а также формирования у родителей практического опыта и навыков в воспитании
детей. Участие родителей в педсоветах, семинарах-практикумах, оформлении родительской газеты и разработки совместно с педагогами игр с педагогическим содержанием. Это игры на развитие познавательно-психических процессов (память,мышление,воображение);игры с предметами, игры на развитие речи, игры с песком, крупой, водой, подвижные игры, игры-самоделки (сенсорные и на развитие моторики).
Игры на взаимодействие со взрослыми (телесно –ориентированные,основанные на фольклоре) : игровые массажи, игры-забавы, игры с игрушками-самоделками.
Игры на взаимодействие со сверстниками (хороводные, на развитие коммуникативных навыков).
Игры на развитие эмоциональной сферы: игры на снижение эмоционального и мыщечного напряжения, игры для развития эмоциональной выразительности,
игры-самоделки для развития эмоционального мира ребенка.
Наглядно-информационные формы взаимодействия мною поделены на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Они предназначены для ознакомления родителей с работой
ДОУ, особенностями воспитания детей, выражаются в виде информационных проектов, организации дней открытых дверей,открытых просмотров, выпуске газет. Эти формы сближают педагогов и родителей,распологают их на совместную работу и результат, стирают шаблонные стереотипы по отношению
к ДОУ и образовательной деятельности, проводимой в дошкольном учреждении.