МААМ-картинки

Совместная познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Таинственный фрукт»

Мокина Ольга
Совместная познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Таинственный фрукт»
▼ Скачать + Заказать документы

Совместная познавательно-исследовательская деятельность

в средней группе

"Таинственный фрукт"

[/b]

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму»

(Китайская пословица)

Цель: Познакомиться с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства и «волшебные» свойства.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Совместная познавательно-исследовательская деятельность в средней группе „Таинственный фрукт“» размещена в разделах

формировать у детей естественно - научные представления об экзотическом фрукте - лимоне, его полезных свойствах и значении в жизни человека;

формировать умение получать сведения о свойствах лимона исследовательским и экспериментальным путем;

совершенствовать связную речь, умения более точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, обогащать активный словарь;

учить самостоятельно добывать знания, проявлять собственную исследовательскую активность и инициативность;

побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;

обогащать сенсорный опыт детей.

Развивающие:

развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности;

развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;

развивать коммуникативные навыки;

развивать мыслительную активность и творческие способности;

развивать наблюдательность, любознательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов.

Воспитательные:

воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности;

воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу;

воспитывать у детей личностные качества трудолюбие, ответственности, волевые усилия, настойчивость;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

знакомство детей частями растений, а так же с различными условиями их роста и развития;

предварительная беседа по технике безопасности при проведении экспериментальной деятельности (при работе с опасными предметами - огнем);

беседа детей о здоровье;

беседа об экзотических фруктах.

Оборудование: лимоны, яблоко; косточки лимона, тарелочки, палочки с метками, памятки по количеству детей, лейки, халаты с бейджиками, аудиозапись с песней "Лимонадный дождик", корзина с воздушными шариками, свеча или настольная лампа, листы бумаги, йод, ватные диски, ватные палочки стаканы с фломастерами,

Ход НОД:

Приветствие.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями). А чтобы гости немного о вас узнали, давайте с вами поиграем (предлагаю подойти к столу с колокольчиками).

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать.

- Пусть сейчас зазвонит у того, кто любит играть.

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто занимается в кружках и секциях. (Расспросить подробнее каждого ребенка)

- А сейчас зазвонит мой колокольчик. Я веду здоровый образ жизни и учу этому вас. Кто помнит, что нужно для того, чтобы мы были здоровы? (Ответы детей)

Сюрпризный момент:

1. Ой, ребята, я ведь совсем забыла вам сказать, мне сегодня на электронную почту пришло письмо: (включается запись голосового письма)

1."Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень хочу с вами подружиться. Я знаю, вы очень дружные, веселые, добрые дети, а самое главное следите за своим здоровьем. И надеюсь, когда вы узнаете обо мне по - больше, то тоже захотите со мной дружить. А кто я, попробуйте догадаться сами. Ловите мои инструкции! До встречи!"(вылетает самолетик с посланием или следы желтые куда-то приведут)

2. "Здравствуйте дорогие жители группы "Непоседы", я бы очень хотел с вами подружиться, и надеюсь когда вы по - больше обо мне узнаете, то тоже этого захотите. А для того чтобы вы узнали кто я, мой друг паук Юк передаст вам посылку с секретным посланием. " (Дети находят в паутине посылку)

2. Ой, ребята, мне пришло голосовое письмо, давайте прочитаем:

"Здравствуйте, дорогие, ребята! Я добрый доктор Айболит. Сейчас я нахожусь в жарких странах, лечу детей. Пришла весна, и мои друзья ласточки собрались улетать в родные края, вот я и решил с ними передать вам свой подарок. Посмотрите-ка в окно, может его уже доставили? Будьте здоровы!" (Дети выглядывают в окно и находят посылку от доктора)

Воспитатель с детьми открывают послание, читают: "Ребята, чтобы узнать кто я, предлагаю сыграть в игру "Угадай по запаху". (Воспитатель дает детям футляры с запахом лимона, дети нюхают и отгадывают) Делаем вывод, что лимон можно узнать по запаху (можно разделить на 2 команды, одни по запаху, другие по вкусу угадывают)

Лимонная вода (сок), загадка

Воспитатель: Правильно дети - лимон, давайте его рассмотрим: "Чтоб рассказать о лимоне секреты, нужно дать поскорее ответы" Лимон какой? Ваш ответ будет начинаться со слова "лимон", передавайте его друг другу (желтый, овальный, шероховатый, кислый, съедобный, витаминный, полезный, сочный)

Игровая ситуация:

- Мы с вами назвали много интересных слов об этом фрукте, но еще не все секреты узнали. Хотели бы вы узнать еще что-то новое о лимоне? Тогда я предлагаю вам стать настоящими учеными - исследователями. Давайте оденем халаты. Исследователи ваша задача получить как можно больше новых сведений о лимоне. Чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и изучить ее. На доске выставлены методы исследования, изображенные символами: (дети читают их)

подумать самому

провести эксперимент

посмотреть в книгах

взять информацию из компьютера

спросить у другого человека

- Обратите внимание на эти символы. С чего мы начнем собирать материал? Нужно вспомнить, что мы знаем о лимоне. (Ответы детей) Лимон - это экзотический фрукт, полезный для нашего здоровья. В нем содержится витамин "С", который укрепляет защитные силы нашего организма - "Иммунитет"… Где произрастают лимоны? (в жарких странах)

- Вы много вспомнили, а теперь пришло время новых открытий, мы будем с вами проводить эксперименты. Проходите, пожалуйста, в нашу лабораторию и не забывайте про правила поведения в ней. Напомните их, пожалуйста. (Дети перечисляют правила)

- Лимон очень интересный фрукт, обладает массой полезных свойств. И одно из них я сейчас продемонстрирую. Для этого нам понадобится яблоко и половинка лимона.

1. Опыт «Лимон-защитник».

Мы разрезали яблоко на части, положили его срезами вверх на блюдце. Теперь выдавим немного лимонного сока на одну из частей. Как вы думаете, что произойдет? (ответы детей). А проверим мы его результат позже.

Вывод: В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется и происходит так называемая реакция, и яблоко темнеет (своего рода ржавчина, а сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым. лимонный сок можно использовать для предотвращения потемнения фруктов., например в фруктовых салатах.

- Ребята, вам никогда не хотелось написать тайное послание, чтобы никто кроме получателя письма не смог его прочитать (ответы детей). Сейчас у нас будет возможность проверить свойства лимона, его сока при написании тайного письмо.

2. Опыт "Невидимые чернила".

Для проведения опыта нам понадобится сок лимона, разведенный водой, ватная палочка, лист бумаги. Ватную палочку нужно обмакнуть в раствор лимонного сока. А потом написать тайное послание, и когда "волшебные чернила" высохнут, нагреть бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова. Вывод: От тепла лимонный сок поменял свой цвет - проявился и стал видимым.

- А теперь проведем эксперимент и выясним тонет лимон или нет.

3. Опыт "Тонет - не тонет"

Для этого нам понадобятся прозрачная емкость с водой и два лимона (один в кожуре, второй очищен). Исследование: Давайте рассмотрим 2 лимона. Что вы видите, чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей) Лимон без кожуры мы погрузим в чашу с водой, а затем аккуратно опустим лимон в кожуре. Что вы наблюдаете? (В кожуре лимон всплыл) С каким спасательным средством можно сравнить кожуру? (Со спасательным кругом или жилетом). А скажите, пожалуйста, внутри спасательного жилета и круга какое вещество находится? (Там содержится воздух, как и в кожуре лимона)

Вывод: Без кожуры лимон тонет, потому что его мякоть наполняется водой и становится тяжелой. Выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды, поэтому лимон в кожуре не тонет. Верхняя оболочка лимона водонепроницаема и защищает лимон от дождя и плохой погоды, когда он растет. Она действует как барьер, чтобы не пускать нежелательные элементы, бережно храня лимонную мякоть внутри.

4. Опыт "Лимон - пятновыводитель"

Давайте узнаем, как ведет себя лимон с пятнами на ткани и одежде.

Подходите к столу. Перед вами ватные диски и сок лимона. Для начала я вам капну на диск капельку йода, представим, что это пятно на одежде. Теперь нам нужно вылить сок лимона на пятно. Но прежде чем капнуть соком на пятно скажите мне, что произойдет с пятном? Давайте проверим. Оно действительно исчезло.

Вывод: лимон может выводить некоторые пятна с одежды.

Вот какой интересный секрет лимона мы с вами открыли. Он нам пригодится в жизни?

А сейчас мы вернемся к первому опыту. Что же мы видим?

Вывод: В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется и происходит так называемая реакция, и яблоко темнеет (своего рода ржавчина, а сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым. лимонный сок можно использовать для предотвращения потемнения фруктов., например в фруктовых салатах.

- Мы с вами сделали интереснейшие и удивительные открытия о лимоне, давайте подведем итоги и вспомним, что же мы выяснили в ходе наших экспериментов?

Выводы исследования:

1. Лимонный сок можно использовать для предотвращения потемнения фруктов.

2. Из лимонного сока можно сделать невидимые чернила и писать тайные засекреченные послания, которые при нагревании становятся видимыми.

3. Верхняя оболочка лимона водонепроницаема и защищает лимон от дождя и плохой погоды, когда он растет. Она действует как барьер, чтобы не пускать нежелательные элементы, бережно храня лимонную мякоть внутри, а значит, сохраняя все витамины, необходимые для здоровья людей.

4. Сок лимона может выводить некоторые пятна с одежды.

- В ходе экспериментов мы с вами много узнали информации о лимоне, лимон это полезный для здоровья человека, используется в медицине, косметологии и кулинарии. А вы хотите вырастить лимонное дерево у себя? А что для этого нужно? (почва, вода, свет, тепло и семена)

а кто еще нам может помочь в этом? Посмотрите на символ-подсказку. (Книга)

- В книге, ребята, мы можем, например, прочитать стихотворение о лимоне. Давайте присядем на коврик как вам удобно.

Он заклятый враг простуды,

Им с тобой лечиться будем.

Дольки в чай его кладем,

С удовольствием мы пьем,

Добавляя мед с малинкой,

Потому что в серединке

Он содержит аскорбинку.

Кислотой наполнен он,

Доктор Айболит – лимон!

- Узнали мы что-то из этого стихотворения? (Ответы детей)

- Скажите, пожалуйста, где мы еще можем найти информацию о лимоне? (В компьютере) Проходите к ноутбуку, присаживайтесь на стульчики (за осанкой мы следим, все красиво мы сидим)

- Обратите внимание на экран (картинка лимона) что вы видите? (Кто знает - руку поднимает)

- Пожалуйста, уточните какая это часть дерева? (Плод)

- Что находится внутри лимона? (Сочная мякоть и косточки)

- Лимонный сок и лимонная кислота широко используются в кулинарии. Кто может сказать, где именно? (При изготовлении конфет, тортов, пирожных, майонеза, салатов)

- Лимон придает кисловатый вкус и приятный аромат многим напиткам. Подскажите, в какие напитки его добавляют? (Чай, сок, лимонад)

- А еще лимонный сок применяется в косметологии и парфюмерии, он смягчает и осветляет нашу кожу, обладает приятным ароматом. Хочется спросить у девочек в какие косметические средства его добавляют? (Крема, маски, духи, масла)

- В состав лимона входит множество витаминов, благотворно влияющих на организм человека, поэтому лимоны широко используют в медицине.

- Лимоны убивают вирусы и бактерии и помогают людям бороться с гриппом и простудой. Я даже придумала поговорку: "Нам не нужен "гриппферон", потому что есть лимон!"

- Вдыхание запаха лимона обостряет зрение.

- Целебными свойствами обладает и кожура лимона, которая укрепляет десны, устраняет желтый налет на зубах и предотвращает расслоение ногтей.

- Но нужно помнить и о мерах предосторожности, натуральный, не разбавленный лимонный сок может оставить на коже ожоги или вызвать аллергию, а косточки лимона ядовиты.

- Если лимон разрезать напополам, может вы уже сами заметили, он будет похож на маленькое солнышко. Так вот, ученые выяснили, что лимонный аромат, подобно яркому весеннему солнышку, улучшает настроение, поэтому с прекрасным настроением я приглашаю вас на танец "Лимонадный дождик!" (Динамическая пауза)

- Настроение какого? (Ответ детей)

- У нас остался последний символ, к кому мы еще можем обратиться за информацией? (к взрослому человеку)

- Давай те спросим у Ольги Павловны, она много всего знает, может нам еще что-то новое расскажет о лимоне. (Дети обращаются за помощью к Ольге Павловне, и она выносит им картинку-подсказку с изображением лимонного деревца)

- Ребята, посмотрите на это растение, как вы думаете как оно называется? (Лимонное дерево)

- Назовите его части (Корень, ствол, ветви, листья, цветы или плоды)

- Из семечки вырастает маленький росток, из ростка взрослое дерево и на нем поспевают сочные плоды.

- Посмотрите, у нас есть все части лимонного дерева, но вот беда они все перепутаны. Кто сможет разложить их по порядку, начиная от самой нижней до самой верхней. (Один из детей выкладывает модель дерева)

- Вот мы с вами выложили модель лимонного дерева. А вы хотели бы вырастить свое растение? (Ответы детей) Пройдемте к столу. Перед вами горшки с почвой. Они все одинаковые.

- Что хорошего, исследователи в том, что они одинаковые? (Не надо спорить у кого лучше, не будет ссор и обид) А что плохого в том, что они одинаковые? (Их можно спутать). Как мы можем изменить эту ситуацию (Пометить разноцветными палочками или подписать) А я вам предлагаю украсить свои горшочки наклейками.

- Приступаем к посадке. В этом нам помогут палочки. Красная отметка покажет какой глубины ямку нужно сделать в почве. С тарелочки берем лимонное семечко или косточку, опускаем в ямку или по-другому ее можно назвать лунку, и с помощью палочки засыпаем землей. Чтобы растение росло крепким и здоровым, ему необходима? (Вода) Аккуратно поливаем почву. Так и я свое растение вынесу сейчас на улицу, и пусть оно растет там себе да радуется (Нельзя, оно замерзнет) Что же необходимо растению для роста (свет, вода, почва)

- Ухаживать за лимонным деревом совсем не сложно. Мы с вами изготовим сейчас картинки-памятки. В первом окошечке мы нарисуем ту картинку, которая нам будет напоминать много света (солнце). Во втором окошечке нам нужно обозначить, что эти растения не переносят холодных ветров и сквозняков. Показать жестом (руки накрест) знак запрещен (нужно зачеркнуть) А какой запрещающий цвет мы выберем? (красный) Готовы? Кладите фломастеры в стаканы. Третья подсказка - лимонные деревья необходимо поливать, но по чуть-чуть. Каким символом мы можем это изобразить? (Капелькой). Правильно, и теперь нашу памятку можно воткнуть в горшочки с почвой. Они будут вам напоминать, как правильно ухаживать за растением.

- Мы закончили работу в лаборатории. Все оставьте на столах и можно снять защитную одежду.

Рефлексия:

Подходим снова к столу с колокольчиками.

- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей, что нового они узнали).

- А сейчас колокольчики зазвонят у того кому было интересно на занятии.

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кому было сегодня трудно (расспросить какие трудности испытали дети).

- А сейчас колокольчики зазвонят у того кто хочет подружиться с нашим таинственным и волшебным другом - лимоном и почему? (Ответы детей)

- Мы сегодня с вами были исследователями и не беда, что было трудно. Вы же настоящие ученые, а они все преодолевают много трудностей, чтобы сделать открытия.

- А сейчас зазвонит мой колокольчик. Послушайте, что я вам хочу сказать. Мне было очень приятно поработать с вами в одной команде. Вы прилежно и дружно трудились, И новые секреты нам сегодня открылись!

- Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы!

Вы, ребята, не болейте, Чаще чай с лимоном пейте. Ведь лимон на вкус приятный, Хоть немного кисловатый!

- Вот вам эти замечательные фрукты к чаю. А нашим гостям мы хотим подарить аромакулоны с ароматом лимона, чтобы у них всегда было хорошее настроение.

Будьте здоровы!

Используемая литература:

1. Гаврилов Г. С. "Комнатные лимоны" - Москва: Московский рабочий, 1955 г.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

3. Куликова В. Н. - "Лимон - природный целитель. " Издательство: АСТ, 2009 г.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.

5. Шайденкова Л. В., Гаврилов Г. С. Лимон. Выращивание. Уход. Разведение. Издательство: Харвест, 2006 г.

6. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «В стране Фокусов» Видео https://www.Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. Задачи:.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе «Молочное волшебство» Опыт Молочное волшебство. Познавательно – исследовательская деятельность. Тема: «Молочное волшебство». ЗАДАЧИ: Развивать познавательную.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в средней группеПознавательно-исследовательская деятельность дошкольников в средней группе Каждый ребенок моей группы вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Трехслойное мороженое».Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Трехслойное мороженое». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе "Трехслойное мороженое".(вода, масло растительное, пена для бритья,краски).

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Да здравствует мыло душистое!» Цель: расширять и закреплять представления детей об отличии, разновидностей, назначении и свойствах мыла.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Лимон» Проектная деятельность в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность на тему: «Лимон». Суровцова Юлия Владимировна Цель.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе на тему: В стране Фокусов Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. Задачи: Учить в.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Плавание тел. Изготовление кораблика»Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Плавание тел. Изготовление кораблика» Совместная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Воспитатель: Гадаборшева Елена Сергеевна. Д/сад.

Волшебница вода. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группеВолшебница вода. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе Программные задачи: 1. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюдательность. 2. С помощью опытов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Таинственный фрукт»
Опубликовано: 10 июля 2017 в 15:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Таинственный фрукт»» (включая файлы) размещена пользователем Мокина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД