Надежда Иоселева
Совместная познавательно-исследовательская деятельность для старших дошкольников с ОВЗ «Как сажали мы горох»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная познавательно - исследовательская деятельность для старших дошкольников с ОВЗ на тему: «Как сажали мы горох…»
Подготовили: учитель – дефектолог Иоселева Н. В. ; учитель-логопед Бектимирова Г. Х. МДОУ «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Цель совместной познавательно-исследовательской деятельности:
• создание условий, стимулирующих интерес к познавательно - исследовательской деятельности;
• приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
Темочки:
- Горох, горошек, горошинки
- Горох. Выращивание
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Фасоль, горох, бобовые
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Программное содержание.
Коррекционно-образовательные задачи:
• актуализировать знания детей о положительном влиянии на здоровье сбалансированного питания;
• познакомить с технологией выращивания бобовых культур;
• закрепить знания об условиях роста растений.
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать зрительное и слуховое произвольное внимание, память, мышление, творческое воображение;
• обогатить словарь наречиями и существительными: посадка, выращивание, стручок, бобы, бороздки, замоченные, проросшие, корень, стебли, контейнер;
• совершенствовать зрительно-моторную координацию движений.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитывать осознанное отношение к своему здоровью; трудолюбие, уважение к людям труда;
• активизировать познавательный интерес к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.
Приемы: вопросы, объяснение, уточнение, рассматривание, оценка деятельности, поощрение.
Демонстрационный материал: видеоролик, экран, ноутбук. контейнер с растениями гороха, скотч, ножницы.
Раздаточный материал: контейнер с почвой, мерные палочки с метками, тарелочки с сухими и замоченными бобами, лейки, лупы, фартуки, белого листа, цветные карандаши, таблички 3 на 7.
Предварительная работа:
беседы: «Правильное питание - залог здоровья», «Витамины и полезные продукты», «Что можно приготовить из гороха?»; просмотр презентации «Жизнь горошины»; мультфильма «Раз - горох, два - горох»; дидактическая игра «Знатоки на кухне», «Вершки и корешки»; ТРИЗ-игра «Еда полезная – вредная»; загадки об овощах; экскурсия в магазин «Фрукты и овощи».
Ход совместной познавательно - исследовательской деятельности
1. Педагог: Ребята, какое время года наступило? (Ответы детей.)
- Да, сейчас самая горячая пора у земледельцев. Не зря в русская народная пословица гласит: «Весенний день – год кормит».
- Давайте посмотрим видеоролик «Сельские труженики». (Просмотр видеоролика. Длительность – 1,5 минуты.)
- Какие работы выполняют огородники ранней весной? (Ответы детей.)
- Вы мне рассказывали, что ваши семьи на своих дачах и огородах уже приступили к весенним работам. А какие у нас огороды покажем глазками.
2. Зрительная гимнастика «Огород»
"В огороде мы гуляли,
Круговое вращение глазами по часовой стрелке
За овощами наблюдали.
Круговое вращение глазами против часовой стрелки
К солнцу тянется лучок
И горошка стручок.
Взор фиксируют вверху
Вот морковка красная,
Девица прекрасная.
Опускают взор, фиксируют вниз
Справа - баклажан, слева - капуста
Разрослись на грядке густо.
Взор фиксируют справа, затем слева
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали".
Закрыть глаза на 5-10 секунд.
(Повторить 2-3 раза.)
3. Динамическая пауза «Огород детей неплох!»
Педагог: Ребята, мы тоже можем вырастить рассаду гороха для огорода в детском саду. Согласны? Пора нам надеть фартуки для работы. (Надеваем фартуки.)
- Давайте покажем, как мы будем трудиться. Вставайте врассыпную! (Дети встают врассыпную.)
«Землю мы вскопаем.
Имитация - копаем лопатой
И бобы посадим.
Имитация – посадка бобов
И фасоль, и горох
Загибаем пальцы
Огород детей неплох!
Показываем кулачки. Большие пальцы вверх.
Лейкой все польем.
Имитация полива
И немного подождем.
Руки на поясе, пружинка с поворотами
Все у нас здесь подрастет
Наклон вперед. Руки развести через стороны вниз.
И появится росток!»
Поднять руки вверх, потянуться вверх.
4. Педагог: Ребята, вы хотите научиться сажать горох? (Ответы детей.)
- Замечательно! Тогда давайте вырастим на нашем подоконнике гороховый огород! Согласны? (Ответы детей.)
- Скажу вам по секрету, бобы я для вас замочила. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей.) - Правильно, прежде, чем посадить горошины в почву, нужно чтобы они проснулись. Для этого три дня назад я замочила горошины, завернув их во влажную ткань. Так они быстрее просыпаются, прорастают.
- Я приглашаю вас подойти к столу. Посмотрите на тарелочки. (На тарелочках лежат завернутые во влажный материал бобы, отдельно – сухие бобы.)
- Разверните осторожно ткань!
- Давайте сравним пророщенные горошины и сухие. Чем они отличаются? (Дети рассматривают бобы с помощью луп.)
- Чем бобы похожи? Что вы видите? (Ответы детей.)
- У проросших горошин уже появился росток, поэтому замоченные горошины прорастут в земле быстрее, чем сухие. Их мы и будем с вами сейчас высаживать.
5. Педагог объясняет и показывает: Подойдите ко мне. Перед вами лоток с мягкой почвой. На земле бороздки. В эти бороздки я буду аккуратно раскладывать горошины. Они должны быть посажены на одинаковом расстоянии друг от друга сверху и снизу от палочки - мерки. Кладу в бороздку по одной горошине там, где метка, а затем засыпаю их землей. Слегка прижимаю землю ладошкой. Всё понятно? Вопросы есть?
- Тогда предлагаю вам самим посадить горох. Возьмите свои тарелочки с горохом и пройдите к своим рабочим местам. (Педагог оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям.)
- Мы ничего не забыли? Да, нужно полить. Возьмите лейки и аккуратно полейте почву.
- Как вы думаете, какие условия нужны для роста растений? (Ответы детей: «Нужны плодородная почва, удобрения, вода, уход, солнце, тепло.»)
- Правильно! А теперь поставим лотки на подоконник, потому что растениям нужен свет, ласковые солнечные лучи. Вот мы вместе посадили горох.
- Если мы будем старательно ухаживать за горохом, у нас, через некоторое время, появятся зеленые ростки. Вот такие! (Показ педагогом контейнера с ранее посаженным горохом.)
- Когда на улице станет тепло, можно будет высадить растения. Куда вы бы хотели их пересадить? (Ответы детей.) А пока он будет расти на нашем подоконнике.
6. Педагог: Ребята, мы с вами уже умеем писать печатными буквами. Вы хотите подписать свои контейнеры? (Дети печатают свои имена на табличках, а педагог помогает их наклеить на контейнеры.)
7. Педагог: Вам понравилось сажать горох? Вы запомнили, как это делать? (Ответы детей.) Предлагаю вам самостоятельно нарисовать алгоритм посадки гороха. С чего начнем? (Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.)
- Расскажите, что вы нарисовали? (Дети, опираясь на алгоритм рисунка, вспоминают последовательность посадки.)
- Для чего мы нарисовали алгоритм посадки? (Ответы детей.)
8. Педагог: Всем спасибо за труд!
- Теперь с каждым днем горошины будут меняться. На огороде растения зацветут, потом и созреет нежный горошек в стручках. А в горошке много витамина «А» для нашего роста и здоровья!
«Чтоб расти и развиваться,
Надо правильно питаться,
Будем мы растить горох,
Он в стручках совсем неплох!»