Савельева Любовь
Совместная опытно-экспериментальная деятельность воспитателя с детьми и родителями «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4
Совместная опытно – экспериментальная
деятельность воспитателя с детьми и родителями
«Воздух – невидимка»
Подготовила и провела воспитатель
высшей квалификационной категории
Савельева Любовь Витальевна
Г. Нелидово Тверской обл.
2019 год
Тема: «Воздух – невидимка»
Цели:
Публикация «Совместная опытно-экспериментальная деятельность воспитателя с детьми и родителями „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
- продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, уточняя знания о таких природных явлениях, как воздух, ветер, их особенностях и значении для человека и всего окружающего мира;
- формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями;
- воспитывать интерес к явлениям природы, умение понимать и объяснять их значимость в жизни человека;
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь, интерес к познавательной деятельности, зрительное и слуховое восприятие;
- заинтересовать детей и родителей в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Ход экспериментальной деятельности.
Воспитатель : Дорогие дети и родители, мы сегодня превратимся в исследователей. Узнаем много нового и интересного. А вот о чем мы будем говорить, зачем наблюдать, с чем проводить опыты и эксперименты, вы узнаете, как только отгадаете мою загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Опыт №1
Воспитатель : Посмотрите у вас на столах лежат два целлофановых пакета.
- Возьмите их в руки.
- Смотрите, какой он тоненький. В нем ничего нет.
- А сейчас давайте или поймаем воздух или надуем его.
- Что произошло с пакетом?
Дети: Пакет полон воздуха, похож на подушку.
Воспитатель : Что находится в пакете?
Дети: Воздух.
Воспитатель : Как он туда попал?
Дети: Мы его надули (поймали).
Воспитатель : Внимательно посмотрите на воздух в пакете и скажите, какой он?
Дети: Прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель : А сейчас откройте пакет и понюхайте воздух. Пахнет он чем-нибудь?
Дети: Нет, воздух без запаха.
Воспитатель : Остался ли воздух в пакете?
Дети: Нет.
Воспитатель : Куда он делся?
Дети: Улетел.
Воспитатель : Да, верно, дети, воздух улетел, он окружает нас повсюду. Но мы его не видим. Потому что он какой?
Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный.
Воспитатель : Да, воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
- Мы с вами понюхали воздух, который находится вокруг нас, и сказали о том, что он без запаха.
- Подумайте, может ли воздух чем-нибудь пахнуть?
Дети: Да. Мама готовит обед, вкусно пахнет. Запах духов, губной помады, цветов очень приятен. Но запахи могут быть и неприятными.
Воспитатель : Воздух находится вокруг нас. А имеет ли он форму?
Дети: Нет.
Воспитатель : А где еще может быть воздух?
Дети: В целлофановом мешочке, в мячике, в игрушках для ванн и т. д.
Воспитатель : Значит, воздух может иметь форму тех предметов, в
которых он находится?
Дети: Да.
Воспитатель : А еще, в каком знакомом нам предмете может находиться воздух?
Дети: В шарике.
Опыт №2
Воспитатель : Посмотрите, у меня тоже есть два шарика.
- Для них я сделала вот такие весы.
- Шарики надуты одинаково, поэтому весы находятся на одном уровне.
- Но вот один шарик лопнул.
- Что произошло с весами?
- Надутый шарик тяжелее, поэтому весы наклонились в его сторону.
- Перевесил надутый шарик.
- Надутый шарик перевесил лопнутый. В нем есть воздух.
Воспитатель : Воздух имеет вес.
Опыт №3
Воспитатель : Давайте посмотрим, что у меня находится за окном. Да это пластмассовая бутылка с шариком.
- Потрогайте, какая бутылка?
Дети: Она холодная.
Воспитатель : Что происходит с шариком?
Дети: Он сжался.
Воспитатель : А теперь давайте поставим бутылку в горячую воду.
- Что происходит с шариком?
Дети: Шарик надулся.
Воспитатель : Воздух нагрелся и расширился, от этого шарик надулся.
Воспитатель : Воздух при охлаждении сжимается, а при нагревании –
расширяется.
Опыт №4
Воспитатель : У вас на столах также лежат шарики и грустят. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы они развеселились?
Дети: Их надо надуть.
Воспитатель : Надуйте. А теперь давайте поиграем с шариками.
- Мы будем их подбрасывать и ловить.
- Хорошо вам с ними играть?
Дети: Да.
Воспитатель : Как вы думаете, почему?
Дети: В них много воздуха, они хорошо надуты.
Воспитатель : А еще они хорошо летают от ветра, который образуется от
ваших движений.
Опыт №5
Воспитатель : А теперь возьмите в руки свои шарики и положите их на воду.
- Что с ними происходит?
- Они утонули?
Дети: Нет.
Воспитатель : Почему они не утонули?
Дети: Воздух легкий.
Воспитатель : Верно, воздух легкий, поэтому предметы не тонут.
- Какие еще предметы не тонут? (Мячики)
- Почему?
Дети: В них воздух.
Воспитатель : А теперь пусть ваши шарики полежат вот тут и отдохнут.
Беседа
Воспитатель : Как вы думаете, чем вы надули шарики?
Дети: Воздухом.
Воспитатель : Как вы это делали?
Дети: Дули.
Воспитатель : Верно, ребята, каждый человек дышит воздухом.
- Он его вдыхает и выдыхает.
- Всему живому нужен воздух.
- А кто у нас является живым?
Дети: Люди, животные, растения, рыбы и т. д.
Воспитатель : А почему они живые?
Дети: Они дышат, питаются и растут.
Воспитатель : А что нужно всему живому для жизни?
Дети: Воздух, пища, вода, свет и тепло.
Воспитатель : А вот, например, стол он живой? (стул, песок, лампа, игрушка и т. д.)
Дети: Нет.
Воспитатель : Почему?
Дети: Они не питаются, не растут и не дышат.
Воспитатель : А как питаются растения?
Дети: С помощью корней.
Воспитатель : А рыбы живут в воде. Чем же они дышат?
Дети: Воздухом.
Воспитатель : Откуда воздух в воде?
Дети: Мы проводили опыт и видели, что в стакане с водой есть капельки воздуха.
Воспитатель : Ну а кроты, земляные мыши, черви, чем дышат?
Дети: Воздухом.
- Мы проводили опыт и видели, что в земле есть воздух.
- Он пузырьками выделялся из земли, находящейся в воде.
Воспитатель : Верно, дети, все живое растет, питается и дышит.
Опыт №6
Воспитатель : На столах у вас лежат салфетки, разверните их.
- Возьмите салфетку двумя руками и поднесите ко рту.
- Что происходит с салфетками, когда мы на них дышим?
Дети: Шевелятся.
Воспитатель : Верно, дети, они шевелятся, как листочки на деревьях.
Воспитатель : От того, что мы дули на салфетки, воздух двигался и
получился ветер.
Опыт №7
Воспитатель : Давайте опустим на воду наши кораблики и подуем на них.
- Что происходит с корабликами?
Дети: Они двигаются.
Воспитатель : «Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».
Воспитатель : Воздух может двигать предметы.
Воспитатель : А теперь давайте посмотрим, какие предметы еще может двигать ветер?
Опыт №8
Предложить мамам опыты с ниткой и шариком.
Беседа.
Воспитатель : Каким может быть ветер? (ответы детей)
Воспитатель : Да, ветер может быть сильный, слабый, холодный, теплый, злой, колючий, южный, северный, ласковый, нежный, колкий, снежный.
Воспитатель : Много разных дел умеет ветер – и хороших и плохих.
- Увидеть ветер невозможно, его можно ощутить, услышать.
- А затем, представить и нарисовать.
- Я для вас нарисовала два ветра.
- Посмотрите на них внимательно и скажите, на каком рисунке ветер добрый. А на каком – злой?
Художественное творчество детей и родителей.
Воспитатель :
- А вы хотите на какое-то время стать художниками и нарисовать ветер необычным способом.
- У вас на столах есть все необходимое для рисования ветра.
- Сначала подумайте о том, какой ветер вы будете рисовать?
- Затем капните на лист бумаги ту краску, которой вы будете рисовать выбранный вами ветер. Возьмите трубочку и раздуйте краску во все стороны.
- Вот и получился ветер такой, какой вы задумали.
Воспитатель : Уважаемые родители, будьте добры, активно помогайте детям. Включайтесь в творческую деятельность.
- А теперь расскажите, какой ветер у вас получился?
Опыт №9
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру «Мыльные пузыри»
- Берите «пузыри – пузырики» и пускайте мыльные пузыри.
- Как вы думаете, ребята, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: Воздух.
Воспитатель : Как он оказался внутри мыльных пузырей?
Дети: Мы дули.
Воспитатель : Почему они разного размера?
Дети: Разное количество воздуха попадает в мыльные пузыри. Если они большие, то воздуха больше. Если они маленькие, то воздуха в них мало.
Воспитатель : Внутри мыльных пузырей находится воздух.
Воспитатель : Верно, ребята. За то, что вы были такими активными, любознательными, находчивыми я вам дарю эти мыльные пузыри – пузырики.