Вера Шарманова
Конспект образовательной деятельности «Изготовление русской обрядовой куклы Мартинички» (с детьми старшей группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: старший дошкольный возраст 5-6 лет
Тема образовательной деятельности: «Изготовление русской куклы Мартинички»
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид: интегрированное
Интеграция образовательных областей:
Художественно – эстетическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Социально - коммуникативное развитие
Способ организации детей: вся группа
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Изготовление русской обрядовой куклы Мартинички“ (с детьми старшей группы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы из ниток, Мартинички
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Предварительная работа с детьми:просмотр компьютерных презентаций о русской обрядовой кукле, русской культуре, беседы с детьми.
Задачи:
• Обучающие:
1. Формировать представление детей о русской кукле, как русской народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления).
2. Формировать умение подбирать материал для изготовления определенной куклы с опорой на наглядный образ.
3. Формировать умение детей работать с тканью и нитками, завязывать узлы и формировать при помощи них части тела куклы.
4. Обогащать словарный запас детей новыми словами, учить использовать в речи прилагательные.
5. Знакомить детей с обычаями встречи весны на Руси.
• Развивающие:
1. Развивать интерес детей к народному творчеству.
2. Развивать познавательные процессы и мыслительные навыки у детей (внимание, мышление, способность сопоставлять и обобщать).
3. Развивать социально – коммуникативные навыки (умение детей взаимодействовать друг с другом и воспитателем, вступать в диалог, формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к происходящей деятельности).
4. Развивать умение читать схематическое изображение этапов изготовления куклы и выполнять алгоритм действий.
• Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к русской народной культуре, обрядам, русской кукле.
2. Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи друг другу.
Методы:
- словесный (вопросы, беседа, разучивание весенней заклички, словесное поощрение детей).
- наглядный (просмотр фото и видео презентации).
-практический (практическое выполнение детьми работы – изготовление куклы, украшение участка готовыми куклами)
-игровой (игровой сюрпризный момент, вождение хоровода)
Оборудование: компьютер, клубки ниток красного и белого цветов разного размера, нитки для формирования частей тела куклы, картонные шаблоны, схема последовательности работы.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть: на магнитофоне звучит запись весенней заклички «Весна красна».
Воспитатель: ребята, вы сейчас прослушали песню, как вы думаете про что она?
Ответы детей….
Воспитатель: правильно, это песня про весну, а точнее закликание весны. На Руси, давным - давно, существовало множество традиций и обрядов. Один такой назывался «Закликание весны». После недели масленицы и сжигания куклы люди выходили на улицу и пели такие песни. Они верили в то, что весна услышит их и поскорее придет и прогонит зиму. А еще, в помощь закличкам, люди изготавливали кукол, которые были призваны тоже ускорить уход зимы и приход весны. Давайте вспомним какие бывают русские народные куклы?
Ответы детей…
Воспитатель: правильно. И сегодня я вам расскажу об одной из таких кукол которая называется Мартиничка.
. II. Основная часть.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему кукла Мартиничка называется именно так?
Ответы детей…
Воспитатель: правильно, она так называется в честь первого весеннего месяца марта. Кукла Мартиничка была двух цветов: красная и белая, красная обозначала приход весны, а белая – уход зимы. После изготовленич кукол, люди выходили на улицу и развешивали их на деревьях, заборах домов. Пели весенние заклички, которые вы слышали и водили хороводы приглашая весну.
Ребята, а вы хотите чтоб и к нам весна пришла поскорее и принесла тепло и хорошую погоду.
Ответы детей…
Воспитатель: может, тогда давайте и мы попробуем провести обряд «Закликание весны» и изготовиить для этого таких кукол?
Ответы детей….
Физминутка:
Воспитатель: но прежде, чем мы приступим к работе над куклами давайте мы выучим специальную весеннюю закличку и поводим хоровод.
Приди весна к нам!
С радостью!
С великой к нам с милостью!
Ау, ау аукаем,
Весну мы приаукаем.
Март, март – солнцу рад?
Апрель, апрель – открой дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: ребята, прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним особенности изготовления русских народных кукол.
Из чего они делаются?
Дети: из ткани, платочков, ниток, соломы, крупы, пахучих трав
Воспитатель: правильно. А теперь вспомните, как они делаются?
Дети: без использования ножниц, иголок, руками, можно из бумаги.
Воспитатель: правильно. А подумай немножко и скажите мне, почему при изготовлении кукол не использовались ножницы, иголки ножи?
Дети: чтобы не порезаться и не уколоться.
Воспитатель поощряет ответы детей, но объясняет, для того чтоб кукла получилось доброй, и приносила помощь ее нельзя было делать при помощи «агрессивных» предметов таких как ножницы, ножи и иголки.
Воспитатель: ребята, а теперь я вам предлагаю выбрать, кто какую куклу будет делать? Белую – зиму или красную – весну.
После определения детей воспитатель предлагает им подойти к столу и выбрать материал для изготовления. Объясняя, что для работы нам понадобится по 2 клубка одинакового цвета, но разных по размеру. Педагог предлагает детям самостоятельно выбрать клубки ориентируясь на восприятие размера предмета, следит чтобы дети сделали правильный выбор.
Воспитатель: ребята, мы с вами будем работать вместе, но на доске я вам разместила схемы для того чтобы вы могли видеть последовательность работы.
Воспитатель объясняет и показывает этапы изготовления кукол, побуждая детей к взаимопомощи. Для мальчиков предлагает сделать кукол мужского пола, сформировав у них ножки.
III. Заключительная часть.
После выполнения работы воспитатель проводит беседу:
- Ребята, напомните, мне пожалуйста какую куклу мы сегодня делали? (ответы детей)
- А почему она именно так называется? (ответы детей)
- Теперь мы сможем с вами позвать весну к нам? Вспомните, что нам для этого нужно сделать? (ответы детей)
- Правильно ребята, теперь мы с вами выйдем на улицу, развесим наших кукол на деревьях на нашем участке и позовем весну к нам!