Екатерина Киселева
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Растения нашей области»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и закрепить знания детей о растениях Ярославской области
Задачи:
- Обобщать и систематизировать полученные ранее знания и познакомить с новыми фактами о строении растений, видах цветов, названиях цветов, деревьев, кустарников, строении разных видов деревьев, отличия кустарников от деревьев, пользе растений, правилах поведения в природе.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивать диалогическую речь.
Публикация «Совместная образовательная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста „Растения нашей области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза.
- развивать умение работать в команде, сообща.
-развивать познавательный интерес, посредством экспериментальной деятельности, проблемных вопросов, вовлечения в процесс познания разных органов чувств.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Воспитатель начинает занятие, дети стоят в кругу, заходит Незнайка
Незнайка: Здравствуйте ребята! Я пришел к вам за помощью. Мы со Знайкой загадываем друг другу сложные загадки. Он загадал мне такое, на что я никак не могу найти ответ.
ЗАДАНИЕ. На экране появляются, или Незнайка принес в сундуке предметы: карандаш, тетрадь, лекарство на основе лекарственных трав, варенье, одежда льняная или из хлопка, деревянный кубик и т. п.
Незнайка: посмотрите на эти предметы. Нужно найти, что между ними общего.
Дети выдвигают гипотезы
Воспитатель: Да, вы абсолютно верно догадались. Все, что здесь положил Незнайка сделано из растений. Давайте посмотрим, какие прекрасные растения в наших краях (видео) А если ты, Незнайка хочешь больше узнать о растениях нашего края, оставайся, ребята тебе расскажут много интересного. Вот, например, ты знаешь, как нам помогают растения?
Незнайка: Ясно как! Они цветут красиво, а мы смотрим и веселимся. Вот и вся их помощь!
Воспитатель: Конечно, это очень важно, но это далеко не все! Ребята, а мы и другие животные смогли бы жить без растений?
Дети говорят о том, что без растений человеку было бы не выжить. На экране значками обозначается значение растений в жизни человека. Символы должны появляться постепенно, а не все сразу, если дети что-то не назвали, то педагог открывает значок и дети должны понять, что он подразумевает.
- Мы питаемся растениями (банка варенья не зря стояла в загадке Знайки)
-Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которым мы дышим
- Из растений делают одежду
- Из растений делают лекарства
- Из растений делают много предметов, необходимых для человека.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поделимся на команды с помощью цветов.
Каждый ребенок берет карточку с цветком (цветы знакомы детям) и дети делятся на 3 команды: полевые цветы, садовые цветы, комнатные цветы. Садятся за столы.
Воспитатель: как вы думаете, все эти цветы – растения нашего края, или нет? (Дети рассуждают о том, что комнатные цветы и садовые завезены человеком и он за ними ухаживает, для них нужны особые условия. Сами растут в нашем краю только полевые цветы.
Незнайка: Вот я люблю кактусы. Хотел у вас у садика посадить кактус на клумбе, а Знайка сказал, что я делаю одни глупости! Почему? (Дети рассуждают о том, что в нашей области осенью, зимой и весной бывает такая температура, что кактус не выживет в наших условиях).
Незнайка: Еще Знайка прислал мне кучу каких –то картинок и сказал правильно сложить схему. (перед детьми в конвертиках положили части растения)
Воспитатель: Ребята, что перед вами лежит? Конечно, это части растения! Не переживай, незнайка. Сейчас ребята тебе покажут, как правильно собрать части цветка.
Дети собирают, Незнайка бегает, мешает им (пытается корень закрепить сверху, или цветок спускает вниз и т. п.).
Воспитатель: Незнайка, ребята все верно сделали. Сейчас мы тебе покажем, как питается растение.
ЭКСПЕРИМЕНТ (Подкрашенная вода, марлевая веревочка (стебель, на конце веревочки узелок – корень, на другом краю изображение цветка. Педагог или ребенок опускают стебель в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.
Воспитатель: теперь давайте отдохнем. Вставайте у своих мест. Пока повторяете действия за мной придумайте, каким вы будете цветком нашего края.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Наши нежные цветки распускают лепестки (Ладони сложили вместе и разводим в разные стороны)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (головки цветков закачались)
Наши алые цветки закрывают лепестки (сомкнули руки)
Тихо засыпают, головками качают.
Воспитатель и Незнайка подходят к детям и интересуются, в какой цветок они превратились.
Незнайка: А еще Знайка прислал мне вот эту картинку (на экране появляется кустарник). Он спросил у меня: Что это такое? Я ему ответил, что дерево. А он как засмеется!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, прав Незнайка? (дети отвечают)
А чем отличается дерево от куста? (на экране рядом с кустарником появляется дерево. Дети отвечают и выделяют 3 признака:
- Дерево выше кустарника
- У дерева ствол толще, чем у кустарника
- У дерева 1 ствол, а у кустарников несколько
Незнайка. А, ну тогда все ясно! А я вам принес угощение. Каждая команда получит варенье из плодов кустарника. Вам нужно определить, из плодов какого кустарника сделано варенье. Но кричать нельзя. Нужно шепнуть своей команде. Потом вы будете загадывать загадку про этот кустарник, а другая команда будет угадывать.
Дети пробуют варенье, командой тихо определяют, с какого кустарника использовали плоды для варенья и придумывают загадку под руководством взрослых. Варенье можно использовать: малиновое, черная смородина, крыжовник и т. д. Можно на экране разместить кустарники-отгадки и другие виды кустов, произрастающих в Ярославской области. До загадок обратить внимание и попросить детей назвать кусты на экране. Пример загадки: Он колючий, но не шиповник, он сладкий, но не малина, плоды красные, но не красная смородина (Крыжовник). Далее каждая команда загадывает свою загадку, а остальные команды отгадывают.
Незнайка: Какие вы молодцы! Про кусты я все понял! Но этот Знайка решил меня окончательно запутать и прислал мне деревья, листья и семена. Сказал, чтобы я к каждому дереву подобрал лист и семечко. Помогите мне разобраться!
Одной команде выдаются деревья, другой- листья, 3 – семена. Каждый ребенок берет себе карточку и к каждому дереву дети стараются найти лист и подобрать семечко. В итоге представляются тройки: ребенок с определенным деревом находит ребенка из другой команды с листом, соответствующим его дереву, в 3 команде находят семечко, соответствующее дереву. Получатся тройки. Если тему семян еще не проходили, то целесообразнее будет половине детей выдать деревья, другой половине листья. И они выстроятся парами. Когда все найдут себе партнеров, соответствующих их карточкам, дети должны будут рассказать, как называется их дерево.
Незнайка: Какие вы молодцы! Я бы сам ни за что не догадался! Надо всем моим друзьям рассказать о растениях, как их много и какие они нужные!
Воспитатель: Конечно, Незнайка! Нам и всему живому на планете без растений не обойтись. Но мы с вами знаем, что растения тоже живые и они нуждаются в нашей заботе и защите. Как мы можем о них заботиться?
- Не ломать ветки деревьев
- Не рвать цветы. Тем более, в нашей области стало очень много растений, которые исчезают. Потому что их рвут. Цветок вянет и не успевает сформировать семена. Такие цветы могут совсем исчезнуть.
- Нужно ухаживать за комнатными и садовыми растениями, без помощи человека они погибнут
- Нужно сажать как можно больше деревьев, кустарников и цветов.
- Беречь бумагу, сдавать макулатуру. Это спасет целые леса. (у детей можно спросить, почему это спасет леса)
Воспитатель: Незнайка, ты все правила запомнил?
Незнайка: Это очень сложно. Столько информации…
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Незнайке запомнить наши советы, как заботиться о растениях? (ответы детей).
Все мы с вами знаем, что есть дорожные знаки, которые запрещают, разрешают, предупреждают. Я предлагаю вам каждому нарисовать простой знак, который подскажет Незнайке, как можно действовать, а как нельзя. (Дети схематично изображают знаки на листочках, отдают Незнайке.
Незнайка благодарит ребят, прощается и уходит.
Рефлексия
На магнитной доске нарисовано дерево, рядом лежат яблоки 3 цветов: красные, желтые и зеленые
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. А сейчас вам нужно самим определить, насколько хорошо вы сегодня потрудились и понравилось ли вам занятие.
- Если у вас все получилось и занятие понравилось, выбирайте красное яблоко и вешайте на дерево (на магнит)
-Если все получилось, но остались вопросы, что-то непонятно, берите желтое яблоко
- Если вам не понравилось на занятии и вы ничего не поняли – берите зеленое яблоко
В кругу анализ ситуации, и вопросы к детям:
- Что для тебя было самым сложным на занятии?
- Что тебе больше всего понравилось?
- Что тебя удивило?
- Какие вопросы у тебя появились?
- Что у тебя лучше всего получилось?