Татьяна Костюченко
Советы родителям «Дидактические игры в формировании социально-коммуникативного развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребёнок поможет с уборкой, сам польет цветы, помоет посуду, получит удовольствие от выполненного поручения и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Поощряйте в ребенке инициативу. Не забывайте, что он внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки», «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!
Темочки:
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Игры, которые помогут лучше узнать ребенка, сформировать и поддержать у него коммуникативную активность:
«Имя»
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
«Зеркало»
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно. Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать. Умение воспринимать себя адекватно ощущениям окружающих станет основой коммуникативных навыков, которые нужно формировать в дошкольном возрасте. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на все стороны развития ребенка. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.
«Жмурки»
Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т. д.
«Благородные поступки»
Цели: формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Материал: мячик Ход игры : Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д. Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цели: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Материал: Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой). Ход игры : Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.
"Что такое хорошо и что такое плохо".
Цель: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни. Демонстрационный материал: Отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы. Ход игры : Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя. Примерные вопросы. Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.
«Цветок добрых дел»
Цель: научить детей совершать добрые поступки. Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. Ход игры : Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие - либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
Для развития у детей навыков общения и улучшения отношений в коллективе дошкольников, можно использовать тренинги. Они проводятся в форме игр, в которых участвует ребенок и родитель или группа детей.
• Малыши рассаживаются на ковре, ставят на него пальчики и изображают осьминожек, которые при встрече радостно приветствуют друг друга.
• Ребята представляют, что их пальчики на правой руке добрые мышата, а на левой — злые волчата. Им нужно познакомиться и подружиться. Если ребенок с этим хорошо справляется, ему нужно предложить пообщаться с пальчиками других детей.
• Один ребенок изображает пловца, а другие дети становятся ласковыми волнами. Они окружают пловца и нежно поглаживают его со словами «мы любим тебя».
• Родитель бросает ребенку мяч, произнося «я тебя люблю за то, что ты…». Ребенок возвращает мяч, придумывая в ответ, за что он любит маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру.
• Пусть ребенок поработает актером : изобразит радость, гнев, удивление, испуг. Ему будет легче вжиться в роль, если он представит, что съел вкусное мороженое (эмоция радости, кто-то взял без разрешения его игрушку (гнев).
• Теперь пусть ребенок изобразит по очереди собачку, кошку, барашка и как следует поработает всеми частями тела: повиляет хвостом, полакает из блюдца, пободается. Затем пусть представит себя неодушевленным предметом: столом, пылесосом, закипающим чайником.
С помощью этих и похожих игр можно ускорить коммуникативное развитие ребенка. В процессе тренингов ребенок избавляется от скованности, ощущает возможности собственного тела, исследует свои эмоции, учится правильно интерпретировать мимику других людей.
Любите своего ребенка! И будьте здоровы!