Анастасия Демкина
Советы по социально-бытовым навыкам родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение социально-бытовым навыкам
При развитии навыков социально-бытовой ориентации, важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными при-борами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер. Обязательно нужно стимулировать и поощирять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.
Публикация «Советы по социально-бытовым навыкам родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Организация работы по формированию навыков самообслуживания у детей
Формирование навыков еды
Во время еды дети учатся брать из тарелки мел-кое печенье, им предлагаются фрукты и сок. Предложить малышу попросить еду и стараться получить ответ. Во время еды, помимо закрепленных навыков самообслуживания, малыш учится вытирать рот салфеткой, поев - убирать за собой посуду, складывать ее в специально предназначенное для этого место.
Формирование навыков умывания
При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.
Формирование навыков одевания
Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.
Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия.
Иногда дети предпочитают начинать последовательность, самостоятельно. В этом случае взрослый помогает завершить цепочку действий.
Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить
ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать; отрабатывать навыки,
связанные с умением самостоятельно одеваться и раздеваться, удобно во время игры.
Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком всю процедуру.
Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела
Учить ребенка раскладывать полотенце, сидя на стуле за столом. Подготавливать
принадлежности для умывания, самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом, складывать туалетные принадлежности по окончании умывания, например, нужно положить мыло в мыльницу. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде. Учить детей чистить зубы и полоскать рот
Навыки культуры еды
Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Учить детей самостоятельно пить из чашки и убирать за собой чашку. Обучение самостоятельной еде.
Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке
Привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду: раскладывать ложки и т. п. ; убирать игрушки после игр, принимать участие в починке коробок из-под игр, в ремонте книг, игрушек.
Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений
Учить детей здороваться и прощаться со взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям., товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы. Учить соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате) Вызывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.
Ребенку о нем самом и окружающих людях
Формируйте у каждого ребенка адекватные представления о нем самом: о функциональном значении различных органов, о сенсорных возможностях, о внешнем облике и т. п. Проводите игры и упражнения, в которых ребенок рассматривает себя и рядом стоящего ребенка в зеркале, дети сравнивают внешние признаки друг друга, рассказывайте о своем внешнем виде, объясняйте выражение своего лица. Позже предлагайте составить свой портрет, портрет другого ребенка; нарисовать его, сравнить с оригиналом. Постепенно у детей создавайте представление о себе как о личности, имеющей свои, не похожие на других людей, черты внешности и характера. Они начинают лучше понимать себя, других детей и взрослых, чувствовать их настроение.
Виды помощи при формировании навыков самообслуживания
•Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.
•Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.
•Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.
•Физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.