Ирина Мироновская
Советы дефектолога для развития умственной деятельности дошкольников, которые доступны в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для развития мышления дошкольников :
Выделение части целого
«Выбери детали»
Ребёнку предлагается два набора одинакового строительного материала, взрослый предлагает готовую постройку из 5-6 деталей. Ребёнок должен выбрать детали, из которых состоит данная постройка.
«Предмет рассыпался»
Предлагаем рассмотреть предмет (из каких частей он состоит) и представляем, что он сломался. Например, сломался стул - четыре ножки, сиденье, спинка.
Публикация «Советы дефектолога для развития умственной деятельности дошкольников, которые доступны в домашних условиях» размещена в разделах
Анализ и синтез свойств и признаков предметов
«Из чего сделано?»
Можно, путешествуя по комнате, выбирать различные предметы и выделять качественный признак – материал, из которого они изготовлены.
Например: стол - деревянный, стул - деревянный, поднос- пластмассовый…
«Узнай по признакам»
Круглое, жёлтое, сладкое, спелое…
Сравнение
"Сравни два предмета"
Можно дать две игрушки или предметные картинки, попросите объяснить, чем они похожи, а чем отличаются.
"Сравнение сюжетных картинок"
Материал для этой игры можно найти в детских журналах (задания типа «Найди 10 отличий», а можно использовать рисунки самих взрослых. Ребёнок сравнивает картинки.
Например: «На первой картинке есть солнце, а на второй – нет, на первой картинке у клоуна брюки в полоску, а на второй - в кружочек».
Развитие обобщения и классификации
«Назови одним словом»
При обобщении с ребенком использовать иллюстрационный материал или речевую инструкцию (более сложный уровень).
Например, (выкладываем картинки) яблоко, груша, банан -. это фрукты.
Обобщение можно применять по некоторым лексическим темам :
Фрукты, овощи, грибы, ягоды, деревья, перелетные птицы, одежда, обувь, головные уборы, домашние животные, дикие животные, зимующие птицы, мебель, животные жарких стран, растения, профессии, насекомые, электробытовые приборы, транспорт, игрушки.
«Разложи на группы»
В домашних условиях подойдут любые картинки, вырезки из журналов, старых книг. При подборе картинок учитывается признак, по которому ребёнок будет раскладывать или принадлежность к родовидовой группе (посуда, мебель, одежда.).
Можно использовать несколько тарелочек символами - подсказками.
1-я тарелочка с ёлочкой (дикие животные,
2-я - с домиком (домашние животные,
3-я с картинкой пальмы (животные жарких стран,
Ребёнок раскладывает картинки, объясняя свой выбор.
Развитие операции исключения
«Четвёртый (третий) лишний»
Более простой вариант- с иллюстрациями, более сложный- с устной (речевой инструкцией) :
- коза, лошадь, медведь, кот (лишний кот, т. к. он относится к домашним животным, а все остальные к диким);
- тапки, босоножки, юбка, сапоги (лишняя юбка, т. к. она относится к одежде, а все остальные к обуви);
- панама, кепка, рубашка, шляпа (лишняя рубашка, т. к. она относится к одежде, а все остальные к головным уборам);
Такого рода упражнения можно выполнять ежедневно, не только дома, но и по дороге домой, на прогулке, привлекая детей своих друзей и родственников.