Наталья Долидович
Совет педагогов «Современные технологии развития самостоятельности, познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к Совету педагогов
Тема: «Современные технологии развития самостоятельности, познавательной активности, любознательности, творческой инициативы дошкольников»
Цель: Объединение усилий педагогического коллектива для повышения эффективности воспитательно-образовательного работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
1. Консультация: «Детская инициатива - залог формирования успешной личности».
Публикация «Совет педагогов „Современные технологии развития самостоятельности, познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Оформление стенда «Знакомьтесь – образовательные технологии»
3. Тематическая проверка «Создание условий для организации самостоятельной деятельности воспитанников группах ДОУ».
4. Заседание творческой группы по рассмотрению вопросов по теме: «Использование современных педагогических технологий как средство развития любознательности, самостоятельности творческой инициативы дошкольников»
• Педагогическая технология – эффективная форма образовательной работы с дошкольниками.
5. Семинар «Создание условий для поддержки детской инициативы»
Цель: Расширить знания и умения педагогов по вопросам обеспечения разностороннего развития каждого ребенка и его успешности. Активизация педагогической позиции воспитателей по развитию детской инициативы в ДОУ. (октябрь)
5. Просмотр открытых занятий по теме «Использование современных педагогических технологий» (младшая - подготовительная группы)
Совет педагогов
Тема: «Современные технологии развития самостоятельности, познавательной активности дошкольников"
Цель: Объединение усилий педагогического коллектива для повышения эффективности воспитательно-образовательного работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
План
1. Актуальность. Развитие самостоятельной личности – цель современного образования. (Заведующий)
2. Результаты тематической проверки «Создание условий для организации самостоятельной деятельности воспитанников группах ДОУ». (Ст. воспитатель)
3. Современные образовательные технологии и их роль в воспитании самостоятельности дошкольников. (Ст. воспитатель)
4. Обзор образовательных технологий. Развивающие, проблемное, интеграционное обучение.
5. Формы работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО.
6. Развитие любознательности, склонности к наблюдению и экспериментированию, способности к принятию собственных решений на основе имеющихся знаний. Технологии проектирования
7. Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности на основе игровых технологий.
8. Презентация форм работы с дошкольниками «Карты Проппа», «Река Времени».
9. Принятие решения совета педагогов
1. Актуальность. Развитие самостоятельной личности – цель современного образования.
Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению новых знаний, коммуникация, умение планировать, принимать решения и многое друг. В новом Стандарте ДО изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становиться не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности, и на их основе усвоение базовых знаний, а главное умение самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
Таким образом, современный дошкольник не только должен усвоить определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с различными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое.
Как достичь поставленных временем задач? Необходимо пересмотреть подход к процессу образования подрастающего поколения. В частности, поэтапно внедрять в педагогический процесс образовательные технологии.
Для чего нужны инновационные педагогические технологии?
К сожалению, традиционное образование не может обеспечить развитие будущего поколения в соответствии с новыми требованиями общества. Система обучения в нашей стране нуждается в кардинальных изменениях.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Инновационные образовательные технологии помогут справиться с целым спектром педагогических проблем.
Традиционная система обучения предполагает пассивное усвоение уже имеющихся знаний. Единственным источником передачи информации является воспитатель. Педагог считается неоспоримым руководителем педагогического процесса во время занятия. Таким образом, достаточно сложно развить способность детей самостоятельно мыслить.
Современные требования к будущему поколению подразумевают кардинально противоположный подход к воспитаннику. Поэтому новые образовательные технологии меняют роль учителя в процессе передачи знаний. Педагог должен лишь незаметно направлять и помогать ученикам «добывать» самостоятельно знания, ставя определенные условия, задачи и критерии поиска.
Именно поэтому были введены образовательные технологии по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Они способны выполнить социальный заказ, поставленный обществом.
3. Современные образовательные технологии и их роль в воспитании самостоятельности дошкольников.
Для того чтобы разобраться в педагогических инновациях, необходимо понять сущность термина «образовательные технологии». Обозначает данное понятие всесторонне направленный комплекс педагогических приемов, способов и методов ведения образовательной деятельности педагогом для достижения поставленных целей.
На сегодняшний день существуют тысячи различных педагогических технологий, одни из которых уже эффективно применяются в образовательной практике, другие испытываются в экспериментальных учебных учреждениях. Регулярно регистрируются авторские новые образовательные технологии.
Образовательные технологии и педагогические технологии
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?
Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.
Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология", ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.
Технология и методика
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?
Основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:
Технология Методика
Отвечает на вопрос: «Как учить?», Отвечает на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины
часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания; часто носят предметный характер
технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритм процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой; методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели;
технологии предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников.
методики не предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников.
технологии дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми
методика не обещает педагогу гарантированных результатов.
В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как:
- компонент педагогической системы,
- способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.
- система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена как определенная система действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Цель деятельности взрослых в условиях ДОУ - построение такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность —
потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей, функционально связанных между собой).
Что понимать под результатом деятельности ДОУ?
Результат педагогической деятельности — это изменение в развитии ребенка, происшедшее с ним в процессе взаимодействия с педагогом
Если при применении педагогических технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка.
Педагогические технологии - школьного звена, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических особенностей дошкольников)
В каждой комплексной программе (которая реализуется в дошкольном учреждении) заложены те или иные технологии, которые ведут к эффективной реализации программного содержания и достижению запланированной цели программы.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
УСЛОВИЕ: педагогическая технология должна быть адекватна педагогической системе ДОУ. Без этого условия цели педагогической системы ДОУ и образовательная программа не могут быть реализованы.
С целью глобального изменения всей системы были введены образовательные технологии по ФГОС. Сущность обозначенных в документе педагогических инноваций состоит не столько в самом процессе усвоения знаний, сколько в оценке полученного результата. Они направлены на развитие самостоятельного мышления и получения наглядного результата мыслительной деятельности.
Классификация педагогических технологий применительно к дошкольному образованию.
- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- интеграционное обучение;
- система модульного образования.
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
- здоровьесберегающие педагогические технологии,
- технология исследовательской деятельности,
- технология проектной деятельности,
- творческая деятельность в коллективе,
- технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога»,
- информационно-коммуникативные технологии,
- игровые и социоигровые технологии,
- технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ,
- технология ТРИЗ, РТВ и др.
Развивающие, проблемное, интеграционное обучение – средства развития творческого потенциала ребенка-дошкольника.
Развивающее обучение
Большинство современных образовательных программ школьных и дошкольных учреждений построены так, что в их основе лежит идея развивающего обучения. Это обязывает педагога дать ребенку представление о мире как целостной картине. Для достижения цели необходим выход за рамки одного предмета. Дети, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно, должны уметь сравнивать и наблюдать явления окружающей действительности, делать выводы, выдвигать гипотезы, приводить необходимые доказательства.
Без таких личностных качеств, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие, работоспособность, невозможно добиться успехов в любом виде трудовой деятельности, в том числе и учебной.
Основоположником развивающего обучения считают психолога Л. С. Выготского. Школы, в которых практикуют использование современных образовательных технологий развивающего направления, появились еще в 50-х годах. Их основателями стали Л. В. Занков и Д. Б. Эльконин. Принцип развивающего обучения состоит в том, чтобы, выбирая материал для урока, ориентироваться на так называемую зону ближайшего развития.
Выготский поделил знания детей на 3 уровня:
1. Информация, которую дети знают.
2. Информация, которую не знают.
3. Зона ближайшего развития – промежуточный участок между первым и вторым уровнями. На данном этапе учащиеся обладают достаточным количеством необходимых знаний для того, чтобы получить новые. В такой ситуации ребенку необходимо преодолеть поставленные трудности, опираясь на имеющиеся умения, чтобы самостоятельно познать неизведанное. Таким образом, развивающие образовательные технологии в ДОУ делают ребенка активным субъектом педагогической деятельности : ученик осознает необходимость знаний и получает наглядный результат своей деятельности.
Проблемное обучение
Возникшая проблемная ситуация побуждает человека к мыслительному процессу для поиска решения поставленной задачи. С опорой на данный факт была разработана такая педагогическая инновация, как проблемное обучение. Применение образовательных технологий такого типа подразумевает наличие проблемной ситуации, вопроса. Ученик, пытаясь ответить на поставленное задание, использует различные мыслительные процессы, занимается самостоятельным поиском информации, подбирает неординарные решения, использует исследовательскую деятельность и многое другое. Так, проблемное образование включает целый комплекс различных методов, которые применяются для решения поставленной задачи.
Технология «ТРИЗ». ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий, если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
1. Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
2. Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
3. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Заключение:
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крулехт М. В. «Педагогические технологии реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада». Методические советы к программе «Детство». СПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
2. Дергунская В. А. «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Управление ДОУ. 2005-№3.
3. Сивцова А. М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. СПб., 2008.
4. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007.
5. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.
6. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» : Методическое письмо от 17.06.1997 №760/14 – 12 // Вестник образования. – 1998. - №10.
7. Новиков, А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004.
8. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003.