Наталья Гуцалова
Совершенствование содержания образования в ДОУ и повышение методической инициативности педагогического коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование содержания образования в доу и повышение методической инициативности педагогического коллектива через реализацию проекта «литературные гостиные»
Гуцалова Н. И.
МБДОУ № 109
Из опыта работы
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг. Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение. В настоящее время на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению.
Публикация «Совершенствование содержания образования в ДОУ и повышение методической инициативности педагогического коллектива» размещена в разделах
В нашем дошкольном учреждении мы разработали проект «Литературные гостиные».
Цель: формирование у детей и взрослых потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.
Задачи:
• Пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности;
• Развитие творческих способностей путем организации литературных и поэтических гостиных;
• Активное вовлечение учащихся и их родителей в культурно - просветительскую деятельность библиотеки;
• Повышение читательской и творческой активности детей и родителей в изучении истории родного края.
В 2020 году много юбилейных дат, праздников, памятных дней, связанных с литературой. Вот только некоторые их них:
• 29 января 2020 года — 120 лет со дня рождения А. П. Чехова (1860 — 1904)
• 24 мая 2020 года — 115 лет со дня рождения М. А. Шолохова
• 10 июня 2020 года — 115 лет со дня рождения писателя Л. А. Кассиля (1905 — 1970)
• 7 сентября 2020 года — 150 лет со дня рождения А. И. Куприна (1870 -1938)
• 30 октября 2020 года — 125 лет со дня рождения Сергея Есенина.
Удивительным для всех оказался тот факт, что существуют книги — юбиляры, например:
• 200 лет поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1820год)
• 180 лет повести «Герой нашего времени» М. В. Лермонтова(1825)
• 165 лет сборнику «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.
Развитие и формирование интереса к художественной литературе у дошкольников — одна из главных задач воспитания. Актуальность и важность проблемы очевидны. Телевизоры и компьютеры практически вытеснили книгу из жизни детей. Наша задача — приобщить ребенка к чтению, развить интерес и эмоциональную отзывчивость на художественные произведения.
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих пред педагогами, является ознакомление детей с разными жанрами художественной литературы. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Литература расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса темп, сила голоса, интонация, способствует выработке чёткой дикции. Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.
Мы разработали и апробировали проект эффективного взаимодействия участников образовательного процесса : родителей, детей и дошкольного учреждения в форме «Литературных гостиных». Проект долгосрочный реализовывался в течение учебного года совместными усилиями педагогов, родителей и детей, на принципах взаимопонимания, взаимного уважения и доверия, поддержки и партнерства, взаимоответственности.
Дети любят публично выступать, декламируя стихи на праздничном утреннике. Иногда это становится достаточно затянуто, так как удовлетворить всех желающих за праздник невозможно. Для того чтобы научить и взрослых и детей вслушиваться в красиво звучащее слово, в литературный язык классиков мы предложили такую форму совместной деятельности – поэтические гостиные, объединенные едиными циклами: «Зимушка зима», «Весенняя капель» и другие. В процессе совместного литературного творчества осуществляется комплексное использование различных искусств, взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.
Первый цикл был посвящен осени, назывался «Осенний калейдоскоп» участвовали в нем дети старшего возраста, следующий цикл – встреча зимы, гостиные провели в декабре с детьми среднего возраста и назывались они «Здравствуй, гостья Зима!». В январе и феврале инициативу подхватили снова старшие возрастные группы, с литературными гостиными «Проказы матушки Зимы» и «Зимние забавы».
Младшие группы тоже не остались в стороне, у них в марте прошли литературные кафе – гостиные «Путешествие в страну игрушек» по творчеству А. Л. Барто.
Следующий цикл гостиных был весенний и провели их как литературно – музыкальное кафе - гостиные. Это «К нам весна шагает…» у детей средней группы и «Весенняя капель» у старших.
Главной целью учреждения было погружение всех участников литературных гостиных в эмоциональную атмосферу, важно было воссоздать соответствующую обстановку, подготовить музыкальный фон, хореографические этюды и мультимедийные презентации с картинами художников – классиков.
Особой теплотой и непосредственностью отличаются гостиные, в которых принимают участие родители. Как радуются ребята, когда мамы и папы тоже читают стихи или поют песни. Все это позволяет объединить дошкольное учреждение и семью, создать единую среду развития ребенка. Родители получают возможность ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом, лучше узнать собственных детей, научиться взаимодействию, сопереживанию, сотворчеству.
Для педагогического коллектива важно было, как воспринимает нашу литературную инициативу родительская общественность. Проведенная рефлексия показала, что это сотрудничество представляет собой своеобразный этап в развитии взаимодействия семьи и детского сада. Оно позволяет как нельзя лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении трудностей в поведении, формировании ценностных жизненных ориентиров.
Повысилась и активность педагогов. Воспитатели сами находят темы встреч, подбирают для них материал, готовят детей. В наших планах продолжить проведение гостиных летом по творчеству юбиляра писателя Льва Абрамовича Кассиля, в сентябре – Александра Ивановича Куприна и в октябре – Сергея Есенина.
Подводя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы: число родителей, заинтересовавшихся данной проблемой и принявших активное участие в ее решении, увеличилось в два раза. Разумеется, это только начало работы по взаимодействию семьи и детского сада с целью формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Обобщая накопленный опыт, педагогический коллектив ДОУ стремится усовершенствовать предлагаемую модель социального партнерства, подготовлены и опубликованы ряд литературных проектов, сценариев поэтических гостиных. Фото отчеты и отзывы родителей находятся в публичном доступе на сайте учреждения.
Список литературы
1. Алексеева, А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.
2. Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36.
3. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.
4. Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению
// Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.
5. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52.
6. Детское чтение. - М. : Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.
7. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.
8. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика. -2007.-№ 8.-С. 39-41.
9. Ливанова, О. А. Учимся читать художественную литературу. - М. : Школьная пресса, 2004. - 80 с.