Мария Белозерова
Совершенствование работы по развитию речи у детей с ЗПР посредством включения пиктограмм
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос задержки психического развития является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике. Задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как замедление темпа развития психики, которое чаще отмечается при поступлении в школу и проявляется в бедности словарного запаса, недостаточности представлений, неразвитости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной работой.
Публикация «Совершенствование работы по развитию речи у детей с ЗПР посредством включения пиктограмм» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей с ЗПР обнаруживается инертный темп развития речи, его качественная специфика и наибольшая распространенность речевых нарушений. У многих детей дошкольного возраста с ЗПР наблюдаются расстройства импрессивной и экспрессивной речи, расстройства устной речи, а у детей школьного возраста с ЗПР имеются нарушения письменной речи спонтанной и отраженной речевой деятельности.
Для импрессивной речевой деятельности детей данной категории характерны следующие особенности: недостаточное различение речеслухового восприятия, вербальных фонем, недостатоностью дифференции смысла определенных слов, тонких оттенков речи.
Расстройства экспрессивной речи детей с ЗПР проявлются в дефектах звукопроизношения, скудности лексического состава слов, недоразвитии грамматического строя речи, наличии аграмматизмов, вербальной инактивности.
У большинства детей с ЗПР наблюдается отставание в речевом развитии. Первые слова возникают примерно к 1,5 годам, у некоторых детей еще в более позние сроки. При логопедическом обследовании можно выявить, что у большинства детей данной категории расстройства звукопроизношения выражаются в недостаточно четком произнесении свистящих и шипящих фонем (боковое, межзубное произношение, отсутствие либо неверное произношение сонорных звуков. Дети дошкольного возраста с ЗПР затрудняются в освоении фонематическим анализом.
Специфические особенности речевой деятельности детей данной категории выражаются в скудности лексико-семантического компонента речи, в ограниченности словарного запаса, неточности употребления слов. Наибольшую сложность вызывают задания на исследование употребления обобщающих понятий (мебель, посуда и др.). Дети с ЗПР не осознают взаимоотношения между родовыми и видовыми понятиями (стол, шкаф, мебель, кровать). Дети данной категории в самостоятельной речи крайне мало применяют небольшое число имен прилагательных и наречий. В речевых высказываниях обнаруживаются аграмматизмы, неверный логический порядок слов.
В рассказах у детей с ЗПР отмеччается бедность речевого оформления и нарушение логической связности, непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей речевого высказывания, их искажения. Дети данной категории нередко не сохраняют главный сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. В высказываниях детей с ЗПР наблюдается неспособность оформлять с помощью речевых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения («Доктор лечит мальчика, чтобы он не заболел.»).
Одним из свойственных признаков расстроств речи детей с ЗПР является недостаточное развитие словесной регуляции действия, сложности оречевления собственных действий, недостаточная сформированность планирующей функции речи.
Учитывая специфику речевого развития детей с ЗПР необходимо тщательно спланировать, организовать и провести планирования, организации и проведения коррекционную работу по развитию речи. Совершенствование работы по развитию речи у детей с ЗПР следует проводить по нескольким направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- расширение словаря детей;
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- формирование связной речи.
Одним из наиболее эффективных средств развития речи у детей с ЗПР является метод включения пиктограмм. Пиктограмма рассматривается как система разных приемов, облегчающих запоминание и повышающих объем памяти с помощью образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Термин «пиктограмма» определяется как знак, отображающий важные узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, нередко в схематическом виде. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на визуальный образ, посчитать, сколько и каких фонем в слове, где стоит фонема (в начале, в середине либо в конце, схемы предложения – установить число слов, формирует интерес к процессу коммуникации, развивает речемыслительную деятельность, усваивает операции анализа и синтеза.
Под пиктограммами понимается рисуночное письмо, условное обозначение (символ) конкретного слова либо слога. Оно предшествовало фонетическому письму. Главное отличие знаков пиктограмм от знаков фонетического письма выражается в незакрепленности за пиктограммой определенной единицы языка, в способности интерпретации пиктограмм на любом языке : пиктограмма может быть «прочтена» как слово, словосочетание, предложения с разными вариациями смысла нескольких предложений. Самое главное для нас было то, что пиктограммы передают смысловую иллюстрацию и поэтому гораздо проще запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. Пиктограмма ознакамливает ребенка со словом, его значением, формирует вербальную память, содействует интенсивному обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые вклюсают в себя элементы доступные ребенку и рука ребенка сможет легко их изобразить.
Пиктограммы входят в число невербальных средств коммуникации и применяться в следующих качествах:
– как средство временной коммуникации, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может уствоить фонетическую речь. В данной ситуации задача дефектолога, применяющего метод пиктограммы, - развивать у детей с ЗПР мотивацию и желание общаться;
– как средство постоянного процесса коммуникации для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
– как средство, облегчающее формирование коммуникации, речи, познавательных функций (символизации, развития элементарных представлений и понятий);
– как подготовительный этап к усвоению письма и чтения детьми с ЗПР.
Специфическая черта пиктограмм заключается в том, что дети данной категории изучают определенное событие, где каждая иллюстрация соответствует одному предложению. Сегодня применение пиктограмм становится актуальным вопросом в развитии речи детей с ЗПР. Актуальность применения метода пиктограмм выражается в том, что он помогает:
- облегчить процесс коммникации;
- улучшить гармоничное формирование ребенка;
- стимулировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).
У детей с ЗПР крайне важно формировать наглядно-образное мышление, применяя символы, схемы, упрощающие процесс запоминания и повышающие объем памяти. Усвоение приемов работы с пиктограммами значительно упрощает и сокращает время обучения и освоения материала, развивает приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».
В работе Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной «Я – говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами» предлагается методика работы по развитию речи у детей с ЗПР посредством включения пиктограмм, которая состояла из следующих этапов:
1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и конкретизация его понимания:
• Идентификация символа. Педагог последовательно показывает ребенку пиктограммы, предлагает познать их и соотнести с натуральным предметом либо с его реалистичным изображением на иллюстрации;
• Выбор нужной пиктограммы среди ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенку нужно узнать и продемонстрировать ту, которую назвал педагог.
• Выбор такой же пиктограммы среди контеретного множества других.
• Констуирование фразы при помощи пиктограмм. Педагог предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с рисунком объекта действия, процесса действия, нужного для этого предмета, и др. и произносит фразу соответствующую данным рисункам. Ребенок выбирает и продемонстрирует пиктограммы в том логическом порядке, в каком воспроизводятся слова чтобы получилась необходимая фраза.
• Выбор (демонстрация) из нескольких фраз, составленных из пиктографических рисунков, той, которую назвал педагог.
• Выбор из двух предложений, представленных пиктограммами, того. Которое произносит педагог.
2. Алгоритм определения связи между рисунков предметов и их функций:
• Составить из пиктограмм пару. Первый вариант: педагог предлагает ребенку соединить стрелкой можно производить с этим предметом. К примеру, кукла – играть, яблоко – есть. Второй вариант: педагог демонстрирует ребенку пиктограмму с рисунком действия и просит его соединить стрелкой данную пиктограмму с пиктограммой, на которой изображен определенный предмет. К примеру, слушать – уши, пить – вода.
• Среди большого количества пиктограмм отобрать только те, которые относятся к одной тематической группе, к примеру, к группе одежды.
• Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг к другу. К примеру: уши – смотреть, глаза – слушать.
• Найти и исправить ошибку во фразе. Педагог демонстрирует ребенку пиктографическую иллюстрацию фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм отобрать необходимую, чтобы исправить данную ошибку.
3. Последовательность логического конструирования фразы при помощи самостоятельного выбора нужного символа:
• Дополнить фразу необходимой пиктограммы, отобрав ее из серии других.
• Составить из пиктограмм, произнесенную педагогом фразу.
• Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками.
• Подобрать группу пиктограмм по определенному признаку.
• Составить логические цепочки.
Итак, система неречевых средтсв общения предусмаривает развитие логической цепочки : первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Другим эффективным средством формирования речи у детей с ЗПР являются карточки РЕСS. Визуальные карточки PECS являются альтернативным методом коммуникации ребенка с другими людьми. Главнаяя цель визуальных карточек заключается в предоставлении ребенку возможности попросить либо сказать о том, что он хочет, что ему нужно, либо как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи). Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Базовые способы обучения процессу коммуникации при помощи карточек PECS основываются на принципах прикладного анализа поведения. Система PECS рассмотрена в работе Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)».
Выделяют ряд преимуществ использования карточек РЕСS в работе по развитию речи с детьми, имеющими ЗПР:
1. Карточки РЕСS позволяют интенсивно приобрести главные функциональные навыки общения.
2. При помощи карточек РЕСS можно интенсивнее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно воспризводить слова, чем при помощи обучения наименований предметов, вокальной имитации, либо усиления взгляда.
3. При помощи карточек РЕСS процесс коммуникации для ребенка с окружающими людьми становится наиболее доступным и становится возможным обобщение полученных речевых навыков.
При помощи использования карточек РЕСS в работе по развитию речи дети с ЗПР не «ленятся, когда не воспроизводят слова и не общаются, они просто не способны этого делать, и альтернативные методы общения, как РЕСS их этому обучают. Применение карточек РЕСS не замедляет формирование разговорной речи, а ускоряет его – при помощи парирования речевого и зрительного стимула в ходе обмена.
Работа по развитию речи у детей с ЗПР с использованием карточек РЕСS проводится по шести этапам:
I этап – физический обмен, обучение давать карточку.
II этап – учим ребенка отдавать карточку, если человек не рядом.
III этап – обучение распозновать, что нарисовано на карточке.
VI этап – обучение составлять предложения из карточек.
V этап – обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.
VI этап – обучение делать коментарии при помощи карточек.
Таким образом, работа по развитию речи у детей с ЗПР с использованием карточек РЕСS снижает проявление неадекватного поведения у детей, у них обнаруживается улучшение социального поведения и позитивные сдвиги в развитии речи. При использовании альбома с карточками РЕСS увеличивается количество воспроизведенных слов и трудность речевых конструкций. Применение системы не мешает развитию речи, а увеличивает вероятность развития либо улучшения вербальных навыков.