Юлия Чазова
Нетрадиционные направления работы по формированию связной речи дошкольников посредством сказок
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества одной из главных задач в речевом воспитании является формирование связной речи у детей дошкольного возраста. Реализация основных коммуникативных функций речи и языка объясняет социальную и культурную значимость данного процесса в формировании личности.
Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого развития ребенка.
Публикация «Нетрадиционные направления работы по формированию связной речи дошкольников посредством сказок» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Е. И. Тихеевой. Она считает, что связная речь неотделима от мира мыслей. В своих работах она утверждает, что по уровню речевого высказывания можно говорить о речевом развитии ребенка. Именно в связной речи находит своё отражение логика мышления дошкольника, его умение понять, четко и логически верно сформулировать высказывание [1, 213].
Вайолет Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка” отмечает, что сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка [2, 194].
В формировании связной речи наблюдаем взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Обучение пересказу различных фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами данного функционального стиля речи. Связное высказывание не только отражает уровень эстетического, умственного и эмоционального развития дошкольника, но и говорит о том, на каком уровне ребенок владеет грамматическим строем родного языка, насколько чётко систематизировано у него представление о значении слова. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Зачастую мы относимся к сказочному материалу традиционно. За десятки лет образовался стереотип о том, что лиса всегда плутоватая, заяц трусливый, жаль сестрицу-Аленушку, справедливо наказана Баба-Яга и Кощей Бессмертный. Драматизация, инсценировки – центральные задачи, лежащие перед взрослыми в традиционном направлении работы со сказкой.
Нетрадиционно – значит научить детей оригинально, нестандартно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески изменять ход повествования, сочинять разнообразные концовки, включать новых героев, совмещать несколько сюжетов в один и т. д. Данная форма способствует активизации творческого воображения и мышления, формированию умения подбирать антонимы, составлять словосочетания и связные высказывания, подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов.
Традиционно дошкольнику задаётся ряд вопросов по сюжету сказки, сформулированных как констатация (Куда пошла Красная Шапочка). Правильнее задать вопрос поискового характера (С чем? К кому).
Подобный нетрадиционный подход решает массу полезных и значимых задач: даёт возможность ребенку понять и уяснить, что же в сказке хорошо, а что плохо, создаёт новую ситуацию, в которой герой смог бы исправиться, где восторжествовала бы справедливость, каждый получил по своим заслугам. Отсюда вытекает творческий девиз ребенка – конструктивная идея – всё можно исправить, изменить, усовершенствовать и доработать во благо.
Роль сказки и художественных произведений в развитии связной речи велика. Так подобные тексты расширяют словарный запас, дают представления дошкольнику о правильной организации диалога и связного высказывания. И помимо этих немаловажных задач важно сделать нашу письменную и устную речь более эмоциональной, выразительной и образной.
Таким образом, сказка играет важную роль в развитии связной речи дошкольников. С ее помощью можно не только развивать познавательные процессы, но и корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника, повысить уровень связной речи, что немаловажно для дальнейшего обучения.
Список использованной литературы
1. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Ф. А. Сохина — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с.
2. Вайолет Оклендер. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. / Под ред. Ф. Б. Березина, Е. Ф. Спиркиной, Е. Д. Соколовой – М. : Независимая фирма «Класс», 2005. – 336 с.