Ирина Крутова
Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики как одной из проблем психоречевого развития детей с ОВЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с тем, что многими физиологами доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и на развитие речи (работы В. Н. Бехтерева, а данные М. М. Кольцовой показали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Необходимо уделить огромное внимание развитию точных движений пальцев рук в течении всего дошкольного обучения ребенка. Но, по данным медиков, уже к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного, развитие мелких мышц кисти.
Публикация «Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики как одной из проблем психоречевого развития детей с ОВЗ,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Исходя из этого работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с самого раннего возраста. В условиях детского сада такая работа должна начинаться уже с младшей возрастной группы, т. к. в этом возрасте легче и быстрее активизируются компенсаторные возможности детей.
В своей практике я хотела показать влияние уровня развития мелкой моторики на речевое развитие ребенка, а также на развитие психических процессов, бытовых навыков, именно в младшем дошкольном возрасте.
В данный момент речь будет идти о средней возрастной группе для детей с ЗПР. В сентябре в группу на первый год обучения поступили 17 детей. У 9 из 17 детей наблюдалась задержка речевого развития. У двоих детей в активном словаре были только звукоподражания. Все дети отличались бедным словарным запасом. На низком уровне находилась связная речь. Кроме того при обследовании было выявлено нарушение тех или иных психических
процессов. С самого начала дети очень тяжело адаптировались к
условиям группы.
Практически все дети наблюдались у невропатолога по поводу остаточных явлений ПЭП. В связи с этим проявлялись явления гипертонуса или гипертонуса мышц лица, артикуляционного аппарата, а также кисти и пальцев руки. У двоих детей стоял диагноз : ММД (минимальная мозговая дисфункция). Дети не могли сидеть в логопедическом кабинете, не смотрели в лицо педагога, часто отвлекались, капризничали, были не организованы. Практически никто из детей не умел держать карандаш, выполнять элементарные пальчиковые пробы, расстегнуть или застегнуть пуговицу и молнию. Мышцы кисти и пальцев рук были настолько слабы, что карандаш постоянно падал на пол, нажим был слишком слабым. В другом случае мышцы кисти и пальцев руки находились в постоянном напряжении. Ребенок плохо владел своими пальчиками, не мог расслабить их.
По данным диагностики, проведенной в сентябре примерно 70% детей находились на низком уровне развития. После неутешительных данных диагностики с начала первого периода обучения была разработана система коррекционного обучения мелкой моторики в которую входили следующие виды деятельности:
1) Массаж кистей и пальцев рук;
2) Массаж кистей и пальцев рук с помощью суджуков (специального массажера);
3) Самомассаж с помощью карандаша;
4) Игры с грецкими орехами;
5) Игры с крупой (Игра «Золушка»);
6) Развитие графических навыков (работа с развивающей тетрадью по рисованию «Подружись с карандашом»);
7) Работа со счетными палочками;
8) Работа с книжкой-наклейкой (из серии «Маленькие гении», Издательство «Сова», Санкт-Петербург, 1997г.);
9) Работа с мозаикой;
10) Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей;
11) Шнуровка;
12) Рисование (на занятиях воспитателя);
13) Лепка (на занятиях воспитателя);
14) Аппликация (на занятиях воспитателя).
На основании данных видов деятельности разработан годовой план по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию. В первом периоде обучения следующие виды работ :
1) Массаж кистей и пальцев рук (поглаживание, растирание, разминание);
2) Проводились занятия с группой (логопедом - дефектологом и воспитателем). Дети сортировали, угадывали с закрытыми глазами, катали между большим и указательным пальцами, придавливали поочередно все пальцы обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
3) Дети учились перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха, пальцами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш. Все это оказывало прекрасное тонизирующее и оздоравливающее воздействие, а также развивало мелкую моторику рук. Данные упражнения сопровождались веселыми стихами. Например:
«Карандаш» Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.
«Орехи» Научился два ореха Между пальцами держать Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.
«Помощник» Я кручу перебираю Мамочке помочь хочу Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу. «Бусинки - горошки» Покатал я в руках Бусинки - горошки Станьте ловкими скорей Пальчики, ладошки Одновременно с этим с детьми стали проводиться пальчиковые игры. Сначала элементарные типа «Разминка» (сжимание обеими руками резиновых пищащих резиновых игрушек, «Где же наши ручки?» :
Где же наши ручки, Где же наши ручки? Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки Пляшут, пляшут наши ручки.
Данные игры очень эмоциональны, с хорошим стихотворным оформлением. На каждом занятие игры вносили игровой, живой момент. Все, без исключения, дети вовлекались в работу.
Развитие мелкой моторики красной нитью проходило через все виды деятельности как логопеда - дефектолога, так и воспитателя. Например, пальчиковые игры можно использовать при различных формах работы. Первоначально я, как логопед - дефектолог разучивала с детьми пальчиковую игру на индивидуальных занятиях. Затем данное упражнение закреплялось на подгрупповых занятиях. После этого воспитатель использует данные игры в своих фронтальных занятиях, а также включает их во все виды деятельности.
В свою очередь развитие мелкой моторики является не только частью занятий по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию, но и обязательно проводится на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, а также по воспитанию правильного произношения и развитию речи. Кроме того является неотъемлемой частью индивидуального занятия.
Во время выполнения упражнений необходимо следить за тем, чтобы сначала оно выполнялось в медленном темпе от 2-х до 4-х раз сначала одной, затем другой рукой и затем вместе двумя руками. Мы всегда следили за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
При проведении диагностики в январе, а также обобщая наши наблюдения за детьми, выяснилось, что все без исключения дети
показали положительные результаты (в большей или меньшей степени). У них появилась развернутая фразовая речь, значительно улучшилась линейная память, по подражанию появились некоторые звуки.
Практически все дети стали правильно держать карандаш, застегивать и расстегивать пуговицы.
Со второго периода обучения стало возможным проведение занятий со счетными палочками. При работе с ними дети развивали внимание, воображение, знакомились с геометрическими фигурами, а также приобретали необходимую ловкость пальцев и кроме того развивали так необходимые для занятий терпение и выдержку. Одновременно с этим дети приступили к работе с развивающей тетрадью по рисованию «Подружись с карандашом». Работая с ней дети закрепляли свои знания о цвете, о способах использования возможностей карандашей, а также закрепляли темы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Для лучшей работы пальцев и кисти руки детям ежедневно перед началом индивидуального занятия проводился массаж с помощью суджуков по 2-3 минуты. Ребята с удовольствием занимаются и всегда просят повторить упражнения. Для внесения элемента разнообразия и занимательности со второго месяца
второго периода введена работа с книжкой наклейкой. Дети с радостью принимаются за разнообразные задания, предлагаемые в этой книге. При данном виде работы у детей наблюдается не только положительный эмоциональный подъем, но и развивается ловкость, точность движений и аккуратность.
Многими родителями было также отмечено интенсивное развитие детей. Они рассказывали, что дети используют пальчиковые игры со стихотворным сопровождением в своих повседневных играх.
На основании данных выводов можно смело сказать, что во всех занятиях в младшей возрастной группе для детей с ЗПР необходимо сделать ударение именно на использовании мелкой моторики.