Людмила Разумова
Совершенствование форм и методов обучения как условие эффективного формирования ключевых компетентностей школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование форм и методов обучения как условие эффективного формирования ключевых компетентностей школьника.
Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества, в противном случае оно совершенно бесполезно.
Р. Киплин
Публикация «Совершенствование форм и методов обучения как условие эффективного формирования ключевых компетентностей школьника» размещена в разделах
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития ключевых компетентностей каждого ребёнка. Что же такое компетенция, ключевые компетентности, которые мы должны развивать у наших учеников?
Компетенция – это набор знакомых УУД,
а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т. е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
К ключевым компетентностям относятся
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Социальная компетентность проявляется
в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии социальных навыков:
способность принимать ответственность;
способность уважать других;
умение сотрудничать;
умение участвовать в выработке общего решения;
способность разрешать конфликты;
способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
• Информационная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:
формулировать вопрос, ставить проблему;
вести наблюдение;
планировать работу,
планировать время;
собрать данные;
зафиксировать данные;
упорядочить и организовать данные;
интерпретировать данные;
представить результаты или подготовленный продукт.
Коммуникативная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии ряда коммуникативных навыков:
слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).
Планируя урок, мы выбираем соответствующую форму его проведения, метод, приём обучения.
Форма - характер ориентации деятельности, это такая конструкция, которая включает в себя методы, приёмы способы взаимодействия.
Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью достижения поставленных задач.
Приём-это элемент метода.
Каковы же методы обучения стали для нас привычными?
Работа в группах. Подумайте, что развивает у наших школьников каждый из этих методов?
Словесные методы - для формирования теоритических знаний
Наглядные методы — развитие наблюдательности
Практические методы - для развития практических навыков
Индуктивный — для развития умений общения
Дедуктивный- для развития умения анализировать
Репродуктивный- для формирования ууд
Проблемно- поисковый- для формирования самостоятельности
Проверка со слайда.
А теперь давайте посмотрим, какой из этих методов сможет развить все ключевые компетентности.
Одни из них позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные методы). Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи – используются для формирования практических умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями (практические методы).
Жизнь не стоит на месте и требует от учителя изменить своё отношение к урокам, к выбору форм и методов проведения урока. Все методы обучения я бы разделила на 3 группы.
Пассивный метод.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным. Развитие ключевых компетенций стоит на месте.
Активный метод
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Интерактивный метод
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Для развития кк необходимо применять активные и интерактивные методы.
Что меняется в деятельности учителя и ученика?
Одно из ведущих требований при переходе к компетентностному подходу заключается в предоставлении большей степени свободы и ответственности самому ученику. Учитель становится координатором действий.
Учитель не навязывает учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
Учитель предоставляет ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
Какие же методы обучения я применяю в своей практике?
1. Метод проектов.
2. Исследовательский метод.
3. Проблемный метод.
4. Интерактивный метод.
5. Диагностика УУД.
6. Личностно ориентированное обучение
7. Нетрадиционные формы уроков.
Метод проектов.
1. Акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.
2. Даёт возможность преподавать традиционные для начальной школы предметы, но и выявлять индивидуальные интересы и виды компетентности каждого вовлеченного в проект ученика.
3. Благодаря работе над проектом создаётся общее настроение энтузиазма и вовлеченности, охватившее всех учеников. Я прибегала также к созданию множественной мотивации, чтобы таким образом поддержать активность каждого ученика. Ученик брался за какую-либо задачу по одной причине, но продолжал работу уже по другой - потому, например, что это давало ему возможность работать вместе с детьми, чья компания ему нравилась
4. Работая над проектом формируются и социальные,коммуникативные информационные, личностные компетенции.
Исследовательский метод. (показ видеофрагмента)
Исследовательский метод использую и на уроках русского языка при изучении орфограмм, составляя алгоритмы.
Проблемный метод.
1. Способствует высокому уровню усвоения знаний.
2. Развивается интерес к учению.
3. Ученик является субъектом обучения.
4. Развиваются коммуникативные способности.
Виды заданий, которые создают проблемные ситуации.
Задание с избыточными данными, задание с ошибкой, с недостающими данными, использование мотивирующего приёма «яркое пятно».
Пример «Жил- был паровозик. Жилось ему дома хорошо, но одна беда не умел он считать. Решил он отправиться в путешествие. Старый умный паровоз отправился в путешествие и переименовал станции, который паровоз будет проезжать. Ты построишь волшебный отрезок. Он станет тебе другом и научит решать трудные примеры. Это и есть мотивирующий приём «яркое пятно». Используя этот метод мы развиваем коммуникат. способности.
Интерактивный метод.
Использование обучающих программ и дисков с интерактивными заданиями
Формируется информационная компетентность, социальная и личностная компетентности.
Рассказ о программах.
Нетрадиционные формы уроков
Нетрадиционные виды уроков отличаются от традиционных следующими принципами:
• максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;
• поддержка альтернативности и множественности мнений;
• педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.
Приведу пример нетрадиционного урока «Биржа». Существует фондовая биржа- это рынок ценных бумаг, а наша
«Биржа» интеллектуальная: мы покупаем «акции» и обменяем свои знания на отметки. Задания по цветам. Прежде чем отправиться на биржу, нам необходимо к этому подготовиться. «Заработайте» сначала немного денег. Устный счёт «Своя игра» Выбирают категорию вопроса и стоимость, чем сложнее вопрос, тем выше стоимость. Работа идёт по группам. Как только каждый ряд «заработал» немного денег. Им даётся возможность купить карточку определённого цвета с заданиями. В конце урока подведение итога, подсчёт баллов.
Урок математическая мозаика (урок отчёт) Каждому ученику выдаётся карточка с числами. В ходе урока, выполняя задания, закрашивают ответ нужным цветом. В итоге на карточке должен получиться нужный узор, с определёнными цветами. Учащиеся сразу видят результат своей работы.
Ключевые моменты.
1. Признание ученика носителем субъективного опыта.
2. Участие в организации и анализе урока.
3. Учитель предусматривает возможности гибкого изменения временных рамок для дискуссии.
4. Учитель разрабатывает материал различного типа, учитывая индивидуальные психофизиологческие особенности учеников.
5. Преобладают методы проблемного обучения.
6. Преобладает парная и групповая работа.
Преимущества групповой формы при формировании КК.
1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
2. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
4. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
7. Учащиеся оценивают не только результат деятельности, но и её процесс.
8 Домашнее задание носит творческий характер, даётся право выбора.
Важным условием развития ключевых компетентностей является проведение диагностик через обучающие программы и портфолио.
Таким образом, в образовательном процессе Ключевые компетентности могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия :
• деятельностный характер обучения,
• ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности,
• создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,
• четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
В заключение перечислю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.