Ляна Евдокимова
Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, обогащение словарного запаса и закрепление грамматических форм родного языка – одна из важнейших задач на этапе дошкольного обучения. Однако, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители могут положительно влиять на подготовку своих детей к дальнейшему уже школьному обучению. Именно для них в данной статье и предлагаются доступные материалы для игровых упражнений с дошкольниками старшего возраста. Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях Важнейшая задача дошкольного учреждения – всесторонняя подготовка его воспитанников к обучению в школе, а самое главное к успешному освоению навыков письма и чтения. В связи с этим особенно важно на этапе дошкольного обучения скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка. Предлагаемые упражнения будут способствовать пониманию грамматических конструкций, развитию у ребёнка чувства языка, внимания к языковым формам и тем самым создавать благоприятный фон для формирования фонематического анализа и синтеза. В специальной литературе под понятием «фонематический анализ», понимаются элементарные сложные формы анализа звуковой структуры слов. Элементарная форма – выделение звука на фоне слова, у детей с нормой речевого развития появляется спонтанно в дошкольном возрасте. У детей с нарушением речи требуются специальные коррекционные занятия. Однако рекомендуется все же проводить игровые упражнения со всеми детьми. К сложным формам фонематического анализа относится выделение первого и последнего звука в слове, позиционный и количественный анализ структуры слова. Эти операции формируются в процессе систематического обучения всех категорий детей. В данном пособии предлагаются некоторые простые игры и упражнения, которые родители могут проводить самостоятельно. Занятия не требуют специальных материалов или особых знаний родителей. Безусловно, их проведение в домашних условиях пойдет на пользу будущим школьникам.
Публикация «Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Лексико-грамматические игры и задания
1. «Я знаю…». Взрослый говорит: «Я знаю пять названий …. (называется любая лексическая тема : домашние и дикие животные и птицы, их детеныши, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, насекомые, транспорт, профессии и т. д.)», ребенок называет по-одному слову, взрослый считает. Затем игроки меняются местами.
2. «Большой – маленький». Взрослый и ребенок по-очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького. (напр., огурец – огурчик, сова – совушка, чашка – чашечка и т. д.)
3. «Отгадай, что задумано». Взрослый называет 2-3 признака задуманного предмета. А ребенок должен отгадать, о чем сказано. Затем игроки меняются местами. (Например, взрослый говорит: «Круглый, оранжевый, сочный», ребенок угадывает: «Апельсин» и др.). Если названных признаков недостаточно для отгадывания, их количество можно увеличить.
4. «Повара». Взрослый предлагает: «Поиграем в поваров, будем варить супы. Я сварю суп только из моркови, суп получится – морковный, а ты свари только из капусты. Какой получится суп? (капустный…» Можно варьировать задания, напр. : суп из двух овощей (например, свекла и лук — свекольно-луковый).компот из фруктов (одного или двух). варенье из ягод (одного вида или нескольких).
5. «Что бывает….?» Можно использовать разные варианты: - Словарный запас: «Что бывает красного цвета?» (деревянным, твердым, шершавыми др., ребенок должен подобрать варианты ответа (напр., помидор, куртка, карандаш. т. д.) - Согласование сущ. и прил. в роде и числе: «Про что я скажу – зеленая….» — «Трава, лягушка…» синее …. – небо хрустальная — ваза разноцветные – карандаши. Если ребенок затрудняется, можно использовать опору на окружающие предметы: «Посмотри вокруг и догадайся, о каком предмете я скажу – пластмассовая…» — «Лейка».
6. «Третий лишний». Взрослый предлагает ребенку определить лишнее слово из названных и объяснить почему, например: груша, яблоко, кабачок (кабачок – это овощ) стол, диван, чашка (чашка – это не мебель, а посуда)
7. «Детеныши». Взрослый называет взрослое животное (домашнее, дикое, жарких стран, севера, ребенок – детеныша. Лучше называть по-очереди.
8. «Назови ласково». Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково. (напр., собака – собачка, чашка – чашечка, нос – носик и т. д.) Лучше называть по-очереди.
9. Игра «Чей, чья, чье».У льва… морда – хвост – зубы – У тигра … уши – глаза – шерсть – У слона… ноги – хобот – глаза – У зебры… шкура – копыта – морда – (например, у волка – хвост волчий, пасть волчья, сердце – волчье, глаза волчьи)
10. «Листочки». Взрослый предлагает ребенку назвать, какой листочек теряет дерево осенью: «Осенью у каждого дерева опадают листья, у березы – березовые, а у липы –, а у осины –, а у клена –, а у дуба –, а у каштана –, а у тополя –, а у рябины –, а у яблони –, а у ивы –, и др.»
11. «Положи на место». Взрослый предлагает ребенку назвать посуду, где лежит: Масло – Хлеб – Соль – Сахар – Сухари – Конфеты – Салат – Соус – Селедка – Фрукты – Суп- Мыло –
12. «Назови наоборот». Добрый – злой Старый – Черный – Светлый – Большой – Длинный – Высокий – Широкий – Толстый – Острый – Веселый – Смелый – Быстрый – Чистый - Гладкий - Молодой –
13. «Назови профессию». Кто водит автобус? Кто летает на самолете? Кто летает на ракете? Кто управляет кораблем? Кто ездит на мотоцикле? Кто водит трамвай? Кто ездит на велосипеде? Кто управляет поездом?
14. Игра «Бывает – не бывает». Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и определить его правильность. Например: Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана бабочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. Девочка отпущена бабочкой. Бабочка отпущена девочкой. Девочка отпустила бабочку.
15. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и исправить ошибку-повторение, например:
1. В деревне жили старые старики. (В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.)
2. Ковер запылился пылью. (Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)
3. Мама посолила суп солью.
4. В саду гуляют маленькие малыши.
5. К весне зелень зазеленела. 6. У Юры жил молодой котенок.
7. У меня есть деревянная деревяшка. Задания для развития связной речи 1. Составить предложение… о фрукте, животном, растении (или любом другом предмете из любой лексической темы, используя заданное слово, например, растет, зреет, собирают, пастух, конюшня, шерсть, корни, лепесток…. 2. «Продолжи рассказ». Например: - «Девочка сняла шкурку с апельсина и увидела, как много в нем долек. Она спросила: «Апельсин, почему ты весь из долек….» - «Однажды коза Сашка и козел Митька забрались в соседский огород. Вдруг…» - «Волк охотился на зайца, но заяц оказался очень хитрым. Он….»
3. Пересказ рассказа.
Пересказать рассказ своими словами (выбирается любой короткий текст) Например: «Шарик» Была у Миши собака Шарик. Миша и Шарик дружили. Однажды Миша и Шарик пошли купаться. Миша подошел к воде, поскользнулся и упал в воду. Шарик бросился за Мишей. Верный друг спас Мишу. «Хитрая лиса» Лиса была голодна. Она легла на снег и закрыла глаза. Налетели вороны и сели недалеко от лисы. Они хотели клевать лису, но боялись. Лиса лежит, как мертвая. Тогда вороны подлетели совсем близко. Одна ворона клюнула лису в хвост, другая хотела клюнуть в нос. Лиса схватила глупую ворону и убежала.
4. Разучивание стихотворений.
Разучивание стихотворений с разной интонационной выразительностью, возможно дополнение разными заданиями. Например: «Листопад» Опавшей листвы разговор еле слышен: - Мы с клёнов… - Мы с яблонь… - Мы с вязов… - Мы с вишен… - С осинок… - С черёмухи… - С дуба… - С берёзы… - Везде листопад: На пороге морозы. Как называются листья клёна, берёзы, яблони, дуба, вишни, осины? Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают… (что?-листья) Какое слово лишнее и почему: дуб — рябина -осень — осина (осень, потому что остальные слова — названия деревьев). Чего в лесу больше-деревьев или листьев? Скажи по звукам слово ЛИСТ (ль, и, с, т) – выполняется, если доступно ребенку. Рассказывание о проведенном дне (каком-то происшествии, поездке куда-то, или др.) Составление описательных загадок. Например: - «Это домашнее животное. Оно может жить в будке, а может прямо в квартире….» - «На этом предмете мебели можно сидеть, но у него нет спинки.» Задания для развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
1. Игра «Повторюшки». Взрослый предлагает ребенку повторить последовательность слогов разной конфигурации (от простого к сложному). Например: ба – па, га – ка, да – та,ва – ка, на – ня,са – ша – са ба – па – ба та – да – та ка – га – ка та – тя – та за – са – за жа – за – жаца – са – ца ла – ля – ла,ча – тя, – ча. Взрослый и ребенок могут по-очереди называть слоги друг другу.
2. Игра «Повторюшки» (вариант сложнее). Взрослый предлагает ребенку повторить слова с разной звуко-слоговой структурой. Например: фантик, ступенька, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка, экскаватор, регулировщик, виолончелист и др. (от простого к сложному)
3. «Цепочки» («Словесное домино — звуки»). Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний звук предыдущего слова. Например: стол – лодка – аист – торт – трон – нос – сок – кот — …. 4. «Цепочки» («Словесное домино — слоги») Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний слог предыдущего слова. Например: кошка – каша – штора – радуга – газета – …. Эта игра доступна детям старшего возраста.
5. «Посмотри вокруг и назови». Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предмет, название которого начинается на заданный звук.
6. «Угадай, что задумано». Взрослый, предлагая ребенку картинки (или можно воспользоваться предметами окружения) говорит: «Я задумал слово, которое начинается на звук С. Угадай, что я задумал». Затем игроки меняются местами.
7. «Услышишь – хлопни». Взрослый предлагает ребенку: «Я буду называть тебе разные слова, когда ты услышишь звук Ш (шуршание листьев) — хлопай в ладоши. Слушай внимательно». Звуки можно предлагать разные, можно предлагать два звука (топни – хлопни).
8. Услышать и назвать общий звук в паре слов. Взрослый предлагает ребенку услышать и назвать общий звук в паре слов. Например: вишня – груша лук – чеснок крыжовник – баклажан заяц – огурец рыба – мороженое лук – сок и так далее.
9. «Рифмы». Взрослый предлагает ребенку придумать рифму (похожее по звучанию слово) к названному слову. Например: сок – носок, кочка – почка, бочка – дочка, мошка – кошка, книжка – шишка, пышка – мышка, редиска – сосиска, … Посвящая ежедневно небольшое количество времени выполнению с детьми разнообразных развивающих игр и упражнений взрослые также получат необходимый для родителей будущих первоклассников опыт. Ведь начальная школа – это этап, когда юным ученикам важна помощь родителей при обучении правописанию и чтению.