Елена Тюленева
Сотрудничество с родителями по формированию навыков исследовательского поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.
Публикация «Сотрудничество с родителями по формированию навыков исследовательского поведения» размещена в разделах
В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность - это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом чем более выражена одаренность, тем больше психологических проблем самоактуализации и социальной адаптации она вызывает.
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одаренности) существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.
Работая в экспериментальной группе по развитию детской одаренности, мы создаем условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке имеются:
- Различные приборы: весы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
- Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
- Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Журнал для фиксирования результатов.
В группе ведется большая работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Также для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности.
В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе были подготовлены и проведены следующие исследования : «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие.
Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Одной из форм работы с родителями является анкетирование. По результатам анкетирования, которое было проведено среди родителей нашей группы на тему «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Дети данного возраста очень любят задавать разные вопросы. Родители нашей группы незамедлительно отвечают на них, либо предлагают ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность. Нередко родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах). Также родители отметили, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении.
Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
2. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст]/Савенков А. И. - СПб., Питер, 2004.
3. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе[Текст] / Савенков А. И – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2009