Елена Терентьева
Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с играми-тренингами, которые помогут дошкольникам расширить социальный опыт безопасного общения и поведения; научат быстро и правильно оценивать ситуации, угрожающие жизни и здоровью; сформируют умения находить конструктивный выход из трудной ситуации.
1. Вступление.
Публикация «Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Психолог: Бывают ситуации, когда лучшие грани детского характера – доверчивая открытость, наивность, дружелюбие, любознательность – приводят к неприятностям, а то и к несчастью. Довольно часто такие ситуации возникают в результате общения ребенка с чужими людьми – взрослыми, подростками и даже ровесниками. В наши дни при значительной занятости родителей дети вынуждены время от времени оставаться одни (бабушки-дедушки далеко, няни для большинства семей являются роскошью). Мы не можем, подобно кенгуру, носить их в своих карманах, оберегая от всех и вся. И еще не изобретен зонтик для защиты от людского зла и всевозможных напастей. Поэтому лучшая защита – это знание и опыт. Но совершенно не обязательно учиться избегать неприятностей, постигнув их на своих досадных или горьких ошибках.
Важнейшая задача педагогов – познакомить детей с основами безопасного общения и поведения, научить их быть внимательными и осторожными в различных жизненных ситуациях, помочь разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Предлагаемые игры-тренинги позволят воспитателям решить эту задачу.
2. Практическая часть.
1. Игра «Знакомый, свой, чужой».
Попросите детей встать на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.
В роли водящего может выступать и педагог, а темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданиями водящего.
2. Тренинг «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома».
Разбейте детей на пары. Пусть кто-то из играющих представит себе, что он один дома играет в игры, листает книжку или смотрит телевизор, и вдруг звонят в дверь. Другой ребенок будет выполнять роль бандита, который говорит приятным голосом, называет по имени маму и папу, убеждает, что это они его послали, и просит открыть дверь.
Предложите детям разыграть этот сюжет. Пусть они придумают слова, которые говорит бандит, уговаривая ребенка открыть ему дверь, делая при этом ласковым голосом заманчивые предложения.
На следующем этапе игры специально остановитесь на том, что должен отвечать ребенок в этой ситуации и как ему следует себя вести. Выслушайте мнения детей по этому поводу и предложите им следующие образцы поведения:
• не нужно подходить к двери, разговаривать с «чужим» человеком;
• если вступил в разговор, то не говори, что ты дома один. Скажи, что папа спит и просил его не будить, или что папа в ванной, или «Мы с папой играем» (смотрим телевизор, попроси уйти и не мешать.
При этом объясните, что можно позвонить по телефону соседям или близко живущим родственникам (знакомым) и рассказать им, что происходит.
Попросите детей продолжить игру, используя эти образцы поведения.
3. Тренинг «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице».
Защитное поведение ребенка в случае насильственных действий взрослого может отрабатываться в специальном тренинге. Чрезвычайно важно обучить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.
В начале тренинга попросите детей позвать на помощь, как это делал петушок в сказке:
Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!
Разыграйте сценку, где один из детей изображает лису, а другой – петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывая на помощь кота и дрозда. Кричать нужно так громко, чтобы кот и дрозд, которые ушли далеко, услышали.
На заметку воспитателям – не следует тренинги превращать в веселую игру – пусть дети отнесутся к ним со всей серьезностью. Проводя тренинги, обратите особое внимание на застенчивых, робких, неуверенных в себе детей.
Потом можно предложить следующую игру.
4. Игра «Похитители и находчивые ребята».
Предложите детям разделиться на две команды: похитителей и находчивых ребят, чтобы в каждой команде было поровну (на одного злоумышленника один ребенок). Установите правила: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом; драться и кусаться не разрешается. Поиграйте в игру несколько раз, всякий раз предлагая детям меняться ролями.
Психолог: Самое главное, уважаемые педагоги, в формировании навыков безопасного поведения у дошкольников – это ваш личный пример!