Елена Рудь
Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Цели : привлечь внимание воспитателей и родителей к проблеме взаимодействия ДО с семьями воспитанников, к использованию различных форм сотрудничества между ними; привлечение родителей к совместному воспитанию, обучению и развитию детей; делиться опытом (педагог – родитель, родитель – родитель); совместное сотрудничество ДОО и семья; сделать полезными и интересными семейные встречи, досуги.
Задачи:
Публикация «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в ДОО» размещена в разделах
– реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и ДО согласно новым образовательным стандартам;
– мотивировать педагогов к освоению новых форм взаимодействия педагога и родителей;
– вовлечь родителей в совместную деятельность с ДОО;
– совместная деятельность родителей и ребёнка;
– дать ответы родителям о особенностях воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
– формирование доброжелательного психологического климата между ДО и родителями;
– развитие совместной деятельности детей и родителей в образовательной деятельности ДО.
Основная часть.
В законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». А также делается акцент на том, что ДО призваны помогать семье в вопросах воспитания детей. на это указывают и ФГОСы, в которых одним из ведущих принципов построения образовательного процесса является взаимодействие с семьёй ребёнка.
Проблема взаимодействия ДО с семьёй сегодня остаётся актуальной. Иногда возникают определённые сложности между детским садом и родителями воспитанников, причин может несколько: недопонимание между родителями и воспитателем, между ДО и семьёй и т. д. Всё это может тяжело отложится на ребёнке. И нам педагогам очень важно выбрать ту форму работы с родителями, где предполагается не только взаимодействие с семьёй, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Совместная работа воспитателя и родителей позволяет лучше узнать друг друга и способствует образованию добрых, доверительных отношений воспитатель – ребёнок – семья.
Самая популярная форма работы с родителями любимая для меня – это семейный досуг. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества родителей с воспитателем.
В детском саду «Колосок» я работаю уже три года, в 2014 году с детьми старшей группы и их родителями мы проводим семейный досуг на тему «Художественно – эстетическое развитие ребёнка».
Цель художественного образования и эстетического воспитания – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры, формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия, создание целостной картины мира. Сейчас, в наше время, в дошкольном образовании особое внимание уделяется художественно – эстетическому развитию дошкольника. В новых стандартах по дошкольному образованию (ФГОС) очень подробно рассказывается, что входит в художественно – эстетическую образовательную деятельность. Каждый ребёнок рождается художником. Наша задача помочь ему разбудить в себе творческие способности, постичь доброту и красоту, с помощью изобразительной деятельности. С помощью художественно – эстетического развития педагог обогащает детей эстетическими впечатлениями в области искусства. Он также знакомит с языком искусства, содействует развитию художественного восприятия, творческого воображения.
В семейном досуги были задействованы как дети так и родители. На семей ном досуге я рассказала родителям о кружке «Цветные ладошки», в котором дети занимаются, начиная со средней группы. «Цветные ладошки» способствует формированию эстетического отношения и художественно – творческого развития в изобразительной деятельности. Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп. Данная программа адресована, как педагогам, так и всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, родителям, бабушкам и дедушкам.
Конспект был полностью разработан мною. Для проведения досуга я сама сделала куклу, которая помогала мне вести занятие. Кукла была сделана из обыкновенной малярной кисти.
Родителям было дано три задания, с двумя из которых они справились успешно. А с заданием «Угадай декоративную роспись», родителям было тяжелей, поэтому с помощью слайд – шоу мы заново вместе с ними и с детьми вспомнили декоративные росписи России. На протяжении всего семейного досуга я использовала слайд – шоу.
Все задания были даны для совместной работы родителей и ребёнка. В первом задании родители из цветных ладошек своих детей (сделанных заранее) сделать рисунок. Рисунки получились самые разные, они создавали рисунки вместе с детьми, прислушиваясь, друг к другу. Во втором создавали обёртку для шоколадки. Самое главное в конкурсах – это совместная деятельность родителей и детей, их общении и проявлении внимания друг к другу, которое порой не хватает детям.
Дети сыграли роли цветов радуги и соответственно каждому цвету прочитали стихи.
В конце семейного досуга родителям было предложено обвести ладошку своего ребёнка, вырезать её и написать на ней свои впечатления от семейного досуга. Все родители сошлись в одном как можно чаще проводить такие встречи. Из этих ладошек мы сделали солнышко.
В наше время родители чаще находятся на работе, и времени для ребёнка остаётся мало. Создавая семейные досуги, мы способствуем большему общению ребёнка и родителей, их совместной деятельности. Подобные мероприятия сплачивают родителей с детьми, они дают возможность взглянуть на работу ДО по – другому, а также укрепляют сотрудничество между семьёй и детским садом.
Мною были проведен семейный досуг посвящённый русскому фольклору на тему «Как появилась печь». На этом досуге мы вспомнили о русской печке, пословицы и поговорки посвящённые ей. Кое – что о печки родители узнали впервые. Занятие проводилось с родителями детей второй младшей группы. Цель этого досуга: через родителей их дети получат нужную информацию о русском фольклоре. На данном досуге я также использовала слайд – шоу. К юбилею Самарской губернии между родителями детей подготовительной к школе группе была проведена викторина «Что мы знаем о Самарской губернии». Родители за эту викторину выразили благодарность. Как они сами сказали, готовясь к этой викторине, они открыли для себя многого нового о Самарской губернии.
У меня очень много идей по организации работы с родителями и надеюсь их воплотить на деле. Работая с родителями, я хочу найти у них поддержку, понимание и заинтересованность их в развитии своего ребёнка. Сближаясь с семьё й: повышается уровень доверия родителей к воспитателю; повышается педагогическая грамотность родителей; идёт тесное общение педагог – ребёнок – семья.
Подводя итоги хочу ещё раз подчеркнуть, что семья и детский сад – два важных социальных института социализации ребёнка. Родитель главный участник воспитательного процесса ребёнка, без него воспитание будет считаться не полноценным. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения не традиционных форм взаимодействия с ними, родители стали с большим пониманием относиться к работе воспитателя, прислушиваться, участвовать в жизни детского сада.
Список использованных источников.
1. Богомолова З. А. Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ// Дошкольная педагогика. – 2010г.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М. : ТЦ Сфера, 2002г.
3. Лыкова И. А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки». – М: Издательский дом «Цветной мир», 2013 год. Детский сал и семья. изобразительное творчество от колыбели до порога школы. – М: Издательский дом «Карапуз», 2010 год.
4. Майор А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечение родителей в жизнь детского сада. - М. : ТЦ Сфера, 2011г.
5. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
7. ФГОС дошкольного образования. Приказ МО и Н РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 год №1155 г. Москва.