Приложение МААМ

Сотрудничество родительской общественности с дошкольной образовательной организацией

Елена Хисамутдинова
Сотрудничество родительской общественности с дошкольной образовательной организацией
▼ Скачать + Заказать документы

В современный период демократизации всех общественных институтов, на первую роль повсеместно выходит личность с присущими ей индивидуальными качествами. Стремление проявить себя, свою инициативу в беспристрастном, ответственном участии в общественной жизни, подкрепленное правовой гарантией, позволяет человеку реализовать возможности в управлении социумом и государством.

Публикация «Сотрудничество родительской общественности с дошкольной образовательной организацией» размещена в разделах

Родители детей младшего дошкольного возраста как граждане, как члены демократического общества – имеют полное право и абсолютно естественное желание принимать участие в управлении образовательным учреждением, которое посещает их ребенок.

При этом не стоит забывать, что существует острый аспект в проблематике сотрудничества родительской общественности с дошкольной образовательной организацией, для современной теории и практики в государственно-общественном управлении и зависит он от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями.

Исходя из проблемы, важно стараться найти путь ее решения. Один из них связан с необходимостью дать ответ, как родителям, так и управленцам на следующий вопрос: в чем заключается особенность общественной составляющей в управлении детским садом и в чем необходимость ее реализации?

Для этого стоит обозначить несколько важных позиций:

общественное управление – это сфера взаимодействия людей, заинтересованных в адекватном функционировании системы управления детским садом;

– социум определяет социальную статусность участников управления детским садом, образует общий фон его жизнедеятельности;

общественность выступает источником самых разнообразных ресурсов развития системы дошкольного образования;

– в социуме находятся партнеры, необходимые для решения образовательных задач;

– успешные отношения государственного и общественного управления строятся на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия, которые благоприятно влияют на повышение качества образования, формирование и увеличение выраженности позитивных социальных компетенций и педагогов, и воспитанников, и родителей.

Находясь в творческом поиске, я пришла к выводу, что обязательным моментом реализации новых ФГОСов станет изменение философии и идеологии дошкольного образования, а, следовательно, и выработка инновационной стратегии генезиса отношений ДОУ с родителями воспитанников детского сада. Новизна этих отношений в наше время определяется инновационными феноменами: «сотрудничество» и «взаимодействие»

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – представляет способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что взаимодействие – «взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка» [5, с. 64].

Потребность во взаимодействии по вопросам обучения и воспитания детей испытывают сегодня и педагоги, и родители. Однако, как показывают наблюдения, в практике работы преобладает рестриктивное, реже реструктивное и прогрессивное взаимодействие между педагогами и родителями.

Анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленного методического сопровождения со стороны методической службы дошкольной организации по оказанию помощи педагогам в построении взаимодействия с семьей.

Анализ трудностей позитивного восприятия и мотивации к построению конструктивного взаимодействия со стороны семьи в направлении ДОУ актуализирует необходимость повышения уровня педагогической компетентности родителей. С этой целью был создан родительский комитет.

Родительский комитет – коллегиальный орган общественного со-управления ДОУ, действующий в целях развития и совершенствования образовательного процесса, взаимодействия родительской общественности и ДОУ. В состав родительского комитета входят представители всех родителей, либо законных представителей воспитанников, посещающих ДОУ. Родительский комитет осуществляет совместную работу родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития ДОУ, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования, оздоровления и социализации воспитанников [2, с. 34].

Общественные органы управления наделены правом принятия определ нных решений. Они являются реальными представителями заказчика и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов дошкольного образования. Их функции и полномочия определяются законодательством РФ и локальными актами ДОУ.

Таким образом, общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ системе образования, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности ДОУ, как работа с семьей; систематизации ее принципов, жесткого формулирования целей, содержания, форм, методов, приемов и средств ее реализации. В настоящий момент, в период введения новых ФГОСов, когда особую актуальность приобретает задача обеспечения равных стартовых возможностей «выпускникам» ДОУ. Данная проблема приобретает наиболее яркую социальную «окрашенность» в связи с определением результата функционирования ДОУ, как «социальной успешности» его выпускников [4, с. 37]. Именно поэтому необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой торой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций, опыта. Игнорирование необходимости смены акцентов, качественного управления процессом взаимодействия педагогов с родителями, может привести к дальнейшему кризису образования, невротизации детей и родителей. Как мы уже выше отмечали, обязательным моментом в обновлении дошкольного образования и в связи с исполнением новых ФГОСов станет изменение философии и выработка инновационной стратегии развития феномена «отношения ДОУ с родителями воспитанников детского сада».

Исходя из вышесказанного, и принимая во внимание статистические данные, напрашивается вывод, что основными направлениями деятельности педагогов по активизации участия родительской общественности в управлении ДОУ являются:

1. Работа с педагогическим персоналом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической компетентности родителей.

3. Вовлечение родителей в социализационно-образовательный процесс ДОУ, совместная, взаимнообогащающая работа по обмену опытом в ходе обучения и воспитания, обеспечивающих их ускоренное развитие.

Данные направления включены в созданную нами и апробированную уже модель активизация участия родительской общественности в управлении ДОУ, которая включает в себя следующие блоки: 1) управленческий блок, 2) информационный блок, 3) просветительский блок, 4) досуговый блок.

От внедряемых в ДОУ инноваций мы ожидаем следующих результатов в рамках реализации предлагаемой модели активизация участия родительской общественности в управлении ДОУ : – положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную, взаимнообогащающую работу по обучению и воспитанию детей. Родители должны быть и будут уверены в том, что педагоги и руководители ДОУ всегда помогут им в решении социализацинно-образовательных проблем и, в то же время, не нанесут вреда своим «вмешательством» и

воздействием, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с педагогами во благо ребенку. Педагоги, в свою очередь, заручились доверием и пониманием со стороны родителей по поводу возможностей совместного решения самых различных проблем. А в самом «большом выигрыше» оказываются дети, ради которых и осуществляется государственно-общественное взаимодействие в ст. 44, 89 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»; – учет индивидуальности ребенка [1]. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки, выраженность его социальных компетенций своего воспитанника и учитывает их при «социальном вмешательстве» в его образование и социализацию, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности всего образовательного процесса; – возможность родителям проявить самостоятельность и, выбирая формировать уже в дошкольном возрасте ту направленность, тот вектор позитивного в развитии ребенка, которые они считают важными, нужными, именно, для их ребенка в сложившихся конкретно-исторических условиях [3, с 24]. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за обучение и воспитание детей.

Подводя итог всему вышесказанному необходимо не только обратить внимание, но и постараться повсеместно внедрять приведенные ниже технологии сотрудничества родительской общественности с дошкольной образовательной организацией :

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является, зачастую, проблемной точкой во внутрисемейной педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы обучения и воспитания, для обеспечения эффективного развития ребенка и в ДОУ, и в семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт (и, следовательно, и, скорее всего, и последующие) будет успешным;

– повышение уровня участия родителей в социализационно - образовательной деятельности способствует развитию их самих, как личностей, как родителей, как творцов-созидателей счастья своих детей, а, следовательно, и своего собственного. Проводимая работа позволяет повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Список использованной литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] . : федер. закон от 17.10.2013 № 1155 – ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : КонсультантПлюс, 1997-2016. – Режим доступа : https://www.consultant.ru. – 10.11.2018.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями Москва, 2002. – 112 с.

3. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации и оценивания социализованности мальчиков и девочек в дошкольном образовательном учреждении Челябинск, 2012. – 60 с.

4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей Москва, 2005. – 87 с.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка Москва, 1985. – 797 с.

Публикации по теме:

Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 "Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией" (по результатам.

Конспект деловой детско-родительской игры «Идеальные родители» Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми. О. Уайльд(1). Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Фотоотчет «Сотрудничество с отцами — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»Фотоотчет «Сотрудничество с отцами — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ» Фото отчет «Сотрудничество с отцами – одно из важнейших направлений в воспитательно - образовательной деятельности детского сада» Шелехина.

Фотоотчет о детско-родительской выставке «Светлая Пасха»Фотоотчет о детско-родительской выставке «Светлая Пасха» Пасха – один из самых ярких, красивых и радостных праздников. Это самый значительный православный праздник. Каждый год накануне праздника.

Фотоотчёт детско-родительской встречи «В гостях у Мячикова!»Фотоотчёт детско-родительской встречи «В гостях у Мячикова!» Детско - родительская встреча «В гостях у Мячикова» (с детьми средней группы) Цель: формирование навыков межличностного взаимодействия в.

Информационные стенды как одна из форм сотрудничества детского сада, семьи и общественности.Информационные стенды как одна из форм сотрудничества детского сада, семьи и общественности. Начался новый учебный год. Наше дошкольное учреждение по прежнему работает в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Одной из его.

Консультация для родителей «Законы родительской истины» ЗАКОНЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг! 2. Не унижайте своего ребенка.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество родительской общественности с дошкольной образовательной организацией
Опубликовано: 5 января 2021 в 17:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество родительской общественности с дошкольной образовательной организацией» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хисамутдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД