Елена Хисамутдинова
Сотрудничество родительской общественности с дошкольной образовательной организацией
В современный период демократизации всех общественных институтов, на первую роль повсеместно выходит личность с присущими ей индивидуальными качествами. Стремление проявить себя, свою инициативу в беспристрастном, ответственном участии в общественной жизни, подкрепленное правовой гарантией, позволяет человеку реализовать возможности в управлении социумом и государством.
Публикация «Сотрудничество родительской общественности с дошкольной образовательной организацией» размещена в разделах
Родители детей младшего дошкольного возраста как граждане, как члены демократического общества – имеют полное право и абсолютно естественное желание принимать участие в управлении образовательным учреждением, которое посещает их ребенок.
При этом не стоит забывать, что существует острый аспект в проблематике сотрудничества родительской общественности с дошкольной образовательной организацией, для современной теории и практики в государственно-общественном управлении и зависит он от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями.
Исходя из проблемы, важно стараться найти путь ее решения. Один из них связан с необходимостью дать ответ, как родителям, так и управленцам на следующий вопрос: в чем заключается особенность общественной составляющей в управлении детским садом и в чем необходимость ее реализации?
Для этого стоит обозначить несколько важных позиций:
– общественное управление – это сфера взаимодействия людей, заинтересованных в адекватном функционировании системы управления детским садом;
– социум определяет социальную статусность участников управления детским садом, образует общий фон его жизнедеятельности;
– общественность выступает источником самых разнообразных ресурсов развития системы дошкольного образования;
– в социуме находятся партнеры, необходимые для решения образовательных задач;
– успешные отношения государственного и общественного управления строятся на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия, которые благоприятно влияют на повышение качества образования, формирование и увеличение выраженности позитивных социальных компетенций и педагогов, и воспитанников, и родителей.
Находясь в творческом поиске, я пришла к выводу, что обязательным моментом реализации новых ФГОСов станет изменение философии и идеологии дошкольного образования, а, следовательно, и выработка инновационной стратегии генезиса отношений ДОУ с родителями воспитанников детского сада. Новизна этих отношений в наше время определяется инновационными феноменами: «сотрудничество» и «взаимодействие»
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – представляет способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что взаимодействие – «взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка» [5, с. 64].
Потребность во взаимодействии по вопросам обучения и воспитания детей испытывают сегодня и педагоги, и родители. Однако, как показывают наблюдения, в практике работы преобладает рестриктивное, реже реструктивное и прогрессивное взаимодействие между педагогами и родителями.
Анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленного методического сопровождения со стороны методической службы дошкольной организации по оказанию помощи педагогам в построении взаимодействия с семьей.
Анализ трудностей позитивного восприятия и мотивации к построению конструктивного взаимодействия со стороны семьи в направлении ДОУ актуализирует необходимость повышения уровня педагогической компетентности родителей. С этой целью был создан родительский комитет.
Родительский комитет – коллегиальный орган общественного со-управления ДОУ, действующий в целях развития и совершенствования образовательного процесса, взаимодействия родительской общественности и ДОУ. В состав родительского комитета входят представители всех родителей, либо законных представителей воспитанников, посещающих ДОУ. Родительский комитет осуществляет совместную работу родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития ДОУ, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования, оздоровления и социализации воспитанников [2, с. 34].
Общественные органы управления наделены правом принятия определ нных решений. Они являются реальными представителями заказчика и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов дошкольного образования. Их функции и полномочия определяются законодательством РФ и локальными актами ДОУ.
Таким образом, общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ системе образования, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности ДОУ, как работа с семьей; систематизации ее принципов, жесткого формулирования целей, содержания, форм, методов, приемов и средств ее реализации. В настоящий момент, в период введения новых ФГОСов, когда особую актуальность приобретает задача обеспечения равных стартовых возможностей «выпускникам» ДОУ. Данная проблема приобретает наиболее яркую социальную «окрашенность» в связи с определением результата функционирования ДОУ, как «социальной успешности» его выпускников [4, с. 37]. Именно поэтому необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой торой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций, опыта. Игнорирование необходимости смены акцентов, качественного управления процессом взаимодействия педагогов с родителями, может привести к дальнейшему кризису образования, невротизации детей и родителей. Как мы уже выше отмечали, обязательным моментом в обновлении дошкольного образования и в связи с исполнением новых ФГОСов станет изменение философии и выработка инновационной стратегии развития феномена «отношения ДОУ с родителями воспитанников детского сада».
Исходя из вышесказанного, и принимая во внимание статистические данные, напрашивается вывод, что основными направлениями деятельности педагогов по активизации участия родительской общественности в управлении ДОУ являются:
1. Работа с педагогическим персоналом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической компетентности родителей.
3. Вовлечение родителей в социализационно-образовательный процесс ДОУ, совместная, взаимнообогащающая работа по обмену опытом в ходе обучения и воспитания, обеспечивающих их ускоренное развитие.
Данные направления включены в созданную нами и апробированную уже модель активизация участия родительской общественности в управлении ДОУ, которая включает в себя следующие блоки: 1) управленческий блок, 2) информационный блок, 3) просветительский блок, 4) досуговый блок.
От внедряемых в ДОУ инноваций мы ожидаем следующих результатов в рамках реализации предлагаемой модели активизация участия родительской общественности в управлении ДОУ : – положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную, взаимнообогащающую работу по обучению и воспитанию детей. Родители должны быть и будут уверены в том, что педагоги и руководители ДОУ всегда помогут им в решении социализацинно-образовательных проблем и, в то же время, не нанесут вреда своим «вмешательством» и
воздействием, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с педагогами во благо ребенку. Педагоги, в свою очередь, заручились доверием и пониманием со стороны родителей по поводу возможностей совместного решения самых различных проблем. А в самом «большом выигрыше» оказываются дети, ради которых и осуществляется государственно-общественное взаимодействие в ст. 44, 89 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»; – учет индивидуальности ребенка [1]. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки, выраженность его социальных компетенций своего воспитанника и учитывает их при «социальном вмешательстве» в его образование и социализацию, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности всего образовательного процесса; – возможность родителям проявить самостоятельность и, выбирая формировать уже в дошкольном возрасте ту направленность, тот вектор позитивного в развитии ребенка, которые они считают важными, нужными, именно, для их ребенка в сложившихся конкретно-исторических условиях [3, с 24]. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за обучение и воспитание детей.
Подводя итог всему вышесказанному необходимо не только обратить внимание, но и постараться повсеместно внедрять приведенные ниже технологии сотрудничества родительской общественности с дошкольной образовательной организацией :
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является, зачастую, проблемной точкой во внутрисемейной педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы обучения и воспитания, для обеспечения эффективного развития ребенка и в ДОУ, и в семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт (и, следовательно, и, скорее всего, и последующие) будет успешным;
– повышение уровня участия родителей в социализационно - образовательной деятельности способствует развитию их самих, как личностей, как родителей, как творцов-созидателей счастья своих детей, а, следовательно, и своего собственного. Проводимая работа позволяет повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] . : федер. закон от 17.10.2013 № 1155 – ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : КонсультантПлюс, 1997-2016. – Режим доступа : https://www.consultant.ru. – 10.11.2018.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями Москва, 2002. – 112 с.
3. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации и оценивания социализованности мальчиков и девочек в дошкольном образовательном учреждении Челябинск, 2012. – 60 с.
4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей Москва, 2005. – 87 с.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка Москва, 1985. – 797 с.