Виктория Лаптева
Состояние воспитательно-образовательной работы по взаимодейсвию детского сада с семьей в повышении компетентности родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Состояние воспитательно-образовательной работы по взаимодейсвию детского сада с семьей в повышени и компетентности родителей воспитанников в вопросах социально-культурного, интеллектуального и коммуникативного развития ребенка в соответствии с ФГОС»
Главной задачей современного периода для воспитателя в ДОУ становится поддержка повышения компетентности родителей в вопросах разностороннего развития ребенка в соответствии с ФГОС. Взаимодействие родителей и педагога позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания и образования детей.
Публикация «Состояние воспитательно-образовательной работы по взаимодейсвию детского сада с семьей в повышении компетентности родителей» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Принимая во внимание триугольник взаимоотношений участников воспитательно-образовательного процесса, можно выделить следующие задачи деятельности воспитателя :
1. Привлечение к сотрудничеству родителей воспитанников и поддержка их компетентности в вопросах социально-культурного, интеллектуального и коммуникативного развития ребенка в соответствии с ФГОС;
2. Установление отношений игрового партнерства с детьми и содействие их успешному развитию в среде ДОУ;
3. Обеспечить педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;
4. Активизировать воспитательные умения родителей;
5. Использовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный - к каждой конкретной семье;
В своей работе для эффективного взаимодействия и выполнения поставленных задач мы стараемся работать по следующим принципам:
- открытость работы группы. У каждого родителя есть возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок, иметь возможность влиять на деятельность ДОУ;
- сотрудничество воспитателя и родителей в воспитании и образовании воспитанников;
- индивидуально-деффференцированный подход к взаимодействию с семьями;
- принцип единства, гуманности, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности;
- обратная связь. Родители хотят знать : учитывает ли воспитатель их мнение, реагирует ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатель в свою очередь, - как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателя, имеют ли встречные предложения.
В работе с родителями воспитатель использует следующие
формы работы : опрос, беседа, консультация-диалог, обратная связь, проведение групповых родительских собраний, организация помощи родителям и ребенку в кризисные периоды адаптации ребенка, привлечение родителей к воспитанию детей, организация выполнения родителями тематических авторских работ для выставки, консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения детей в течении года, участие родителей в создании предметно-развивающей среды для детей.
Ежедневная работа с родителями направлена на обеспечение системной ин формированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержания контакта с семьей. Придумывая план беседы с родителями, мы используем материал наблюдений за ребенком, который накопился в течении недели.
В нашей работе по вопросу социально-культурного развития детей, мы знакомим семью с работой ДОУ, используя консультации для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, индивидуальные беседы, тематические консультации. Приобщаясь к совместной работе, родители выполняют тематические поделки и рисунки с детьми на выставку (Новый год, День Защитника Отечества и др.). Также мы проводим регулярные консультации на тему «Как правильно читать книги» (советы родителям в подборе художествнной литературы для чтения и заучивания наизусть дома для данного возраста). Родители с детьми разучивают стихотворения к праздникам, просматривают вместе видео, прошедших утреников.
Ежедневно проводятся устные беседы с родителями по воспитанию культурно -гигиенических навыков, навыков самостоятельности, культуре поведения ребят за столом, в группе, на прогулке. В ходе бесед подчеркивается необходимость формирования родителями у детей знания о семье, о ее членах и родственных отношениях; представления о том, что хорошо и что плохо; воспитания доброжелательного отношения к сверстникам.
В ходе бесед с родителями по вопросу интеллектуального развития ребенка мы знакомим родителей с тем, что может ребенок, каковы психологические закономерности его развития.
Основной формой работы в этой образовательной области является обратная связь с родителями. Родители постоянно интересуются о том, как ребенок ведет себя на занятиях. Воспитатель рассказывает об учебной деятельности, об индивидуальной работе, указывает слабые места, дает советы над чем стоит поработать, что закрепить дома, обсуждаются достижения и недостатки продуктивной деятельности детей.
Особое значение для познавательного и интеллектуального развития ребенка имеют дидактические и развивающие игры. Различные игры способствуют развитию ребенка на всех его уровнях от сенсорного до словесного. В этом вопросе мы используем такую форму работы, как индивидуальная консультация-диалог. Регулярно воспитатель просвещает, и дает советы родителям, какие игры лучше приобрести или изготовить дома, для чего они нужны т. е. какие познавательные процессы они развивают. Дает небольшие домашние задания, например, освоить правила некоторых настольно-печатных игр. За последнее время, с помощью родителей были приобретены такие игры как: «Подбери по форме», «Уютный домик», «Трафареты животных», «Часть и целое», «Что есть что», различные мягкие пазлы, напольная мазаика. Также ведем работу по приобщению родителей к изготовлению дидактического и раздаточного материала своми руками.
Во взаимодействии с семьей по вопросу коммуникативного развития ребенка мы используем такие формы работы, как беседы, консультации-диалог, направленные на привлечение родителей к совместной деятельности с воспитателем по повышению педагогической грамотности родителей в вопросе формирования коммуникативных навыков детей.
В ходе индивидуальных бесед мы рассказываем родителям, с помощью каких развивающих игр можно развивать связную речь и навыки свободного общения. «Домашняя игротека» знакомит детей с играми, игровыми упражнениями и заданиями по закреплению различных речевых навыков. Среди прочих дома рекомендуем играть на кухне, например, игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук «Помогаю маме», «Давай искать в кухне слова», «Угощаю.», «Приготовим сок» и др. Представляем родителям речевые игры и упражнения, используемые в группе для формирования речи. Рекомендуем родителям развивать речь детей через пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
Также, как говорилось выше, проводим консультации по воспитанию интереса и любви к чтению. Знакомим родителей с организацией праздников в условиях ДОУ, привлекаем к их подготовке. Общаясь с родителями индивидуально, мы получаем возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы по овладению ребенком речью как средством общения.