Оксана Чередниченко
Составляющие счастливой жизни. Развитие критического мышления у подростков. Профилактика употребления ПАВ
Цель: активизировать осознанность необходимости вести здоровый образ жизни.
Задачи:
- обсудить понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и его составляющие;
- развивать критическое мышление;
- отрабатывать умения вести дискуссию;
- познакомить с признаками манипуляции в процессе общения;
- познакомить с техниками отказа в ситуации выбора.
Ход занятия:
1. Разминка, упражнение «Улыбка».
Публикация «Составляющие счастливой жизни, Развитие критического мышления у подростков, Профилактика употребления ПАВ» размещена в разделах
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Участникам предлагается «передать» улыбку по кругу. Используя «я-сообщение» обменяться доброжелательными напутствиями с соседом справа, слева.
2. Введение в тему:
Говорят: «Самое ценное у человека – жизнь. Самое ценное в жизни – здоровье».
Может ли человек повлиять на состояние собственного здоровья? Вы неоднократно обсуждали эту тему на уроках, классных часах, в кругу семьи. Сегодня прошу вашей помощи в определении составляющих счастливой жизни человека.
Напоминаем правила работы в группе:
- доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на "ты".
- Общение по принципу "здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Поэтому во время занятия все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
- Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.
- Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
- Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: «Возможно, эта манера общения была неуместна».
- Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что – то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
3. Блиц — опрос, позволяющий определить степень информированности обучающихся по теме «Составляющие счастливой жизни человека».
Понятие «здоровье» состоит из компонентов физиологического, психического, социального, нравственного. Здоровье человека, его состояние зависит от многих факторов, вот некоторые из них.
Физическое здоровье зависит от того, как функционирует наш организм, в каком состоянии его системы : кровеносно-сосудистая, нервно-мышечная и др. Физическое здоровье – это здоровое тело.
Социальное здоровье – это осознание себя как полезной части общества, т. е. социума. Оно зависит от понимания, что для нас является важным во взаимоотношениях с другими людьми, от умения строить эти взаимоотношения.
Нравственное, духовное здоровье зависит от того, что является главным для человека, как он воспринимает себя как личность, в каком направлении развивает свое «я», какой путь выбирает для самоутверждения.
Основой психоэмоционального здоровья является состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Психоэмоциональное здоровье характеризуется состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием, умением вступать в различные коммуникативные связи.
Обратите внимание, что поведение человека, его способ жизни являются очень важным в сохранении нашего здоровья. Так что половина здоровья зависит от нас, поэтому свое здоровье можно улучшать или портить.
Что такое здоровый образ жизни?
·Это такой способ жизни, который сохраняет и укрепляет здоровье.
Наполним корзину с шарами основными составляющими здорового способа жизни?
·Физкультура – это и бег, и утренняя зарядка, и разнообразные виды спорта, и туризм
· Здоровое питание (1-2 раза в день употреблять горячие первые блюда и каждый день – фрукты и овощи)
·Личная гигиена, правильный режим обучения и отдыха
· Закаливание (начинать с умывания холодной водой, загорать на солнце, принимать контрастный душ, спать с открытой форточкой круглый год)
Что еще может укрепить здоровье?
-массаж;
- дыхательные упражнения;
- упражнения для позвоночника;
-внутреннее спокойствие;
- общение;
-умение действовать в ситуации выбора;
-умение сказать НЕТ.
Что такое критическое мышление?
Предположим, что существует самый важный компонент ЗОЖ — психолоэмоциональный.
4. Беседа с элементами тренинга.
У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши родители, учителя, приятели в классе, друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам, братья и сестры.
- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания участников с опорой на собственный опыт).
- Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу. Психологи называют такое явление групповым давлением. Ещё древнегреческий философ Эпиктет подчё ркивал: «Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин».
-В каких случаях Вы испытываете давление со стороны окружающих?
Поступали ли вам предложения участвовать в чем либо явно не относящемуся к зож
Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди?
Какую цель преследовал предлагающий?
Удалось ли отказаться?
Кому труднее всего отказывать в просьбе?
Чьему давлению тяжелее сопротивляться?
(ответы обучающихся с опорой на опыт)
5. Психогимнастика.
1. Упражнение «Сопротивление». В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Предлагаю вам сейчас работать в паре в течение 3 минут: стать лицом друг к другу на расстоянии 50-70 см, упереться в ладони партнера, оказывать сопротивление всем телом. Необходимо сохранять равновесие, в течение 3 мин сохранять зрительный контакт с напарником.
Оцените эффективность упражнения: «Какие ощущения возникли? Было кому-то трудно? Почему?"
2. Упражнение «Доверие». Спина – символ опоры в жизни. Спина - одно из самых уязвимых мест в теле человека.
Как проявляются умение доверить свою спину другу, умение чувствовать спину партнера, умение взаимодействовать на уровне спины хорошо видно при выполнении.
Станьте спина к спине, перекрестив пальцы, возьмите друг друга за руки, наклонитесь вперед, удерживая партнера, сохраняя равновесие и баланс. Думайте только о своем комфорте, ищете максимально удобное для вас положение тела, зафиксируйте максимально удобное положение, постарайтесь полностью расслабиться в этом положении, довериться друг другу.
Ваша задача - простоять в зафиксированном положении не менее 3 минут.
Если вы действительно встали удобно, то вам не составит труда, простоять в зафиксированном положение сколько угодно, долго.
Оцените эффективность упражнения: «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?"
Выполняя данные упражнения, мы попытались ощутить давление и поддержку, два противоположных действия в процессе коммуникации.
Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, сверстников, использующих прием «слабо», старших по возрасту или авторитетных людей.
- Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.
Обсуждение понятия «манипуляция»
6. Знакомство с техниками отказа в ситуации выбора. Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.
Существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.
Ролевые ситуации «Откажись по-разному». Участники объединяются в группы. В течение 3 минут обсуждают предложенную ситуацию, распределяют роли, инсценируют свой вариант выхода из сложившегося положения. Необходимо продемонстрировать навыки уверенного поведения, умение сказать нет.
Ситуация 1. Компания друзей отмечает день рождения Н. В его квартире. Родителей не оказалось дома. Неожиданно один из приглашенных предлагает всем употребить энергетик, объясняя, что вредным напиток не является. Все ребята соглашаются, активно уговаривают М., отказавшегося принимать энергетик. Задача М. - сказать «Нет!», по возможности сохранить дружелюбные отношения.
Ситуация 2. Группа одноклассников готова прогулять урок. Активно уговаривают одного из одноклассников, тот не соглашается. Задача - сказать «Нет!», по возможности сохранить дружелюбные отношения.
Ситуация 3. Компания друзей решила объединиться в группу в социальной сети с целью обсуждения жизни в классе и школе, публикации негативных видеороликов об учителях. Ребята оказывают давление на Н., который не согласен принять участие, угрожая, что он станет одним из героев их видео. Задача Н. - сказать «Нет!», по возможности сохранить дружелюбные отношения.
Обсуждение предложенных вариантов выхода из ситуации. Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.
- Что вы можете сказать об услышанных отказах?
-Кто получил на своё предложение такой вид отказа?
а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие.
б) Отказ – отсрочка. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято.
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение.
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение.
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
е) Отказ — бесконечное уточнение с использованием «я-сообщения».
ж) Отказ — информационный диалог.
Вывод: о разных видах отказа.
7. «Коллаж твоей жизни» (работа в группах).
Создаем свой коллаж. Для этого нам потребуются лист А3, клей, ножницы, скотч, фотографии следующей направленности: друзья, увлечения, витамины, спортивный инвентарь, пейзаж, профессии, животные и т. д. Используя технику вырезания и наклеивания фрагментов излбражений, создаем придуманный образ.
Посмотрите на свой коллаж.
Какое чувство вы испытываете, когда смотрите на него? Какие ассоциации приходят?
Придумайте название для вашей работы. Возможно, название такое же, как было выбрано еще в самом начале? Или оно изменилось?
Что вам больше всего нравится?
Может быть, на этом коллаже есть какое-то неприятное место?
А как это связано с вашей жизнью сейчас? Или в прошлом?
Каким образом содержание вашей работы связано с темой сегодняшнего занятия?
8. Рефлексия.
В начале нашей встречи мы определили составляющие здорового образа жизни как основу счастливой жизни, предположили, что только психологическая составляющая главенствует. Подтвердилось ли наше предположение? (ответы обучающихся)
Мы заканчиваем, сейчас подумайте, что нового вы узнали сегодня, какие чувства и эмоции переполняли вас.
На столе два блюда с декоративными яблоками - «витаминами» - красные и желтые. Необходимо сделать выбор: занятие понравилось, оставило приятное впечатление, носило познавательный характер — красное яблоко; в ходе занятия остались нераскрытыми некоторые понятия, есть необходимость встретиться еще раз — желтое.
«Уважаемые участники, пусть выбранное декоративное яблоко украсит Вашу комнату и напоминает о сегодняшнем занятии, о составляющих счастливой жизни человека, о том, что каждая из них важна, многое зависит от приложенных Вами усилий. Благодарю за сотрудничество».