Елена Попкова
Влияние внутрисемейных отношений на развитие негативных поведенческих реакций у девиантных подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние внутрисемейных отношений на развитие негативных поведенческих реакций у девиантных подростков
Педагог-психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти
Попкова Елена Викторовна
Педагог-психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти
Пронина Лариса Викторовна
Ребенок, взрослея, формируется под воздействием нескольких факторов: генетическая обусловленность, социальная ситуация развития, политическая обстановка страны проживания. Остановимся на факторе – социальная ситуация развития, где главенствующую роль играет семья.
Публикация «Влияние внутрисемейных отношений на развитие негативных поведенческих реакций у девиантных подростков» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Какие воспитательные позиция по отношению к ребенку занимают родители, какая система ценностей сформирована в семье, есть ли в семье взаимопонимании – всё это определяет умение справиться с трудностями, неизбежно возникающими в процессе воспитания детей. Поэтому психолог в работе с семьей акцентируется на психологическом климате.
Это нормально, что все семьи разные. В них воспитываются разные дети. Но прослеживается факт, что родители, другие взрослые склонны об этом забывать и пытаются подвести непослушного ребенка или подростка к одной «формуле» : «Ребенок должен». Это серьёзная ошибка. Ребенок не может иметь никакого долга. Взрослые, семья изначально обязаны обеспечить ему условия для нормального существования и развития, обучить его правилам жизни в обществе, понимать их чувства, желания, поступки других людей. И только со временем, когда он сам поймет, что именно он должен и кому, он будет отдавать эти «долги» - своей любовью, привязанностью, теплом по отношению к другим людям, к своим родителям, друзьям.
Несовершенство межличностных взаимоотношений семье является одной из основных причин, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка. Особенности микроклимата в семье определяют поведение самых близких людей – мамы, папы, братьев, сестер, бабушек и дедушек. А маленький ребенок не сознательно воспринимает либо «грозовую» напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, в благоприятном случае, умиротворенное чувство покоя, радости, эмоционального уюта.
Опыт работы психологом показывает, что большинство родителей не учитывают эмоциональных потребностей ребенка, игнорируют их, хотя это гораздо важнее для ребёнка, чем материальный достатке
Как было сказано выше: «все семьи разные». Опишем часто встречающиеся варианты взаимоотношений в семье.
Семьи, где ребенка обделяют вниманием, концентрируясь лишь на необходимости ухода за ним: одевании, кормлении и лечении растят эмоционально холодного человека, который не умеет понимать и сочувствовать другим. Таких ребят часто не любят окружающие.
Есть семьи, где родители не так открыто, отвергают ребенка, но это приносит вреда не намного меньше. В таких семьях дети нежданные, нежеланные, они часто воспринимаются как осложнение жизни взрослых. В семье формируется отторгающая позиция по отношению к ребенку. Эта ситуация вызывает разную реакцию у детей. Некоторые замыкаются, сторонятся эмоционально «холодных» родителей, пытаясь найти родного по духу человека среди других взрослых, а еще чаще оказываются со своими проблемами на улице, в компаниях. Другие – ведут себя льстиво и угодливо, стараясь угодить своим родителям, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими деструктивными способами – капризами, истериками, грубостью, агрессией. Таким образом, они мстят родителям за равнодушие и нелюбовь. Часто подростки из таких семей приобщаются к алкоголю и наркотикам.
В других семьях воспитывают детей очень строго, ориентируясь не на свои чувства, а только на общепринятые нормы, на то «как положено», хотя и любят своих детей, и внимательны к ним. Родители, не учитывая индивидуальных характеристик ребенка, его особенностей развития, способностей, формируют необходимые для взрослой жизни качества и часто не обращают внимания на его детскую жизнь, его переживания и чувства. Фактически родители «лепят» модель своей несостоявшейся жизни, то, как хотели бы жить сами. Подобное игнорирование чувств ребенка в сочетании с холодностью, эмоциональной сдержанностью родителей и привычкой к подавлению личных эмоций приводит приобретению невротических расстройств у детей. И как печальный факт: практически каждый второй человек сейчас становится невротиком.
Встречаются семьи, в которых бесконечное напряженное состояние матери, боязнь всевозможных неприятностей, угрожающих ее ребенку создают эмоционально насыщенный, но, к сожалению, совсем не теми эмоциями, климат. Ребенок очень рано приобретает чувство беспричинного страха, и неуверенное поведение от матери. Он становится зависимым от родителей. Озабоченные родители всячески стараются оградить ребенка от нежелательных с их точки зрения контактов со сверстниками, лишают его тем самым возможности расширять и обогащать свой опыт социального общения. Здесь все стараются прислушиваться к его желаниям, но никто не пытается научить его обращать внимание на чувства других людей. В результате такого гиперопекаемого воспитания вырастают ленивые, пассивные, инфантильные люди. Они, как правило, не бывают счастливы и мучительно переносят недостаточное внимание к ним. Подросток совершает правонарушения и преступления с единственным желанием - обратить на себя внимание.
Бывают и такие семьи, где позиции по отношению к ребенку, у разных членов семьи являются достаточно сильными, но они не скоординированы. Например, властная и строгая мать, формально относящийся к ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать. В такой семье ребенок приобретает навык манипулирования отношениями, скрывания своих чувств. Про таких подростков говорят : «сел на шею».
Все перечисленные примеры ведут к формированию дисгармоничной личности со своей «искаженной» базой ценностей, взглядов и взаимоотношений.