МААМ-картинки

Технология критического мышления на уроках в начальных классах

Виктория Юрьевна Вафина
Технология критического мышления на уроках в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все предположения и выводы.

Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Публикация «Технология критического мышления на уроках в начальных классах» размещена в разделах

В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.

Технология критического мышления дает ученику :

1) повышение эффективности восприятия информации;

2) умение критически мыслить;

3) умение более ответственно относиться к своему образованию;

4) умение работать в группе;

5) повышать качество своего образования.

Технология критического мышления дает учителю :

1) умение создать в классе атмосферу сотрудничества;

2) возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

3) стать источником профессиональной информации для других учителей.

Я хочу поделиться с некоторыми приемами и стратегиями, которые стараюсь использовать у себя на занятиях в начальных классах на уроках русского языка.

А) Прием «Мозговой штурм».

Этот прием хорошо известен многим учителям и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно напомнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Поэтому, выбор темы для его проведения напрямую зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

Б) «Круги по воде».

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие или явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. На самом деле это небольшое исследование, которое можно начать в классе и закончить дома.

В) «Тонкие» и «Толстые» вопросы.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой стадии урока. Если мы используемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые ученики хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Дальше учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группе) попробовать на них ответить,аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления этот прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения или слушания. При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «Знаем-Узнаем-Хотим узнать»

Учения начинаются с активизации того, что учащиеся знают по данной теме. Затем предложить обсудить то, что им уже известно. Когда учащиеся начнут предлагать свои идеи,то нужно все записывать на доску в первую колонку таблицы. Затем попросить учащихся записывать все возникающие вопросы по мере знакомства с текстом. А потом помечать ответы на интересующие вопросы. Если остались вопросы, на которые они не смогли найти ответы, предложите обсудить в группах или поискать ответы в дополнительных ресурсах.

Работа по развитию критического мышления в процессе обучения русскому языку позволяет формировать у учащихся значимые, нравственно – ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность и динамизм. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требования современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Приём «Корзина идей»

Учитель:

- Что вы уже знаете о частях речи?

Ответы, собранные в корзину:

Части речи – это слова.

К частям речи мы относим имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.

Признаки частей речи.

Отличия одной части речи от другой.

• Приём «Синквейн»

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза т обобщения понятий и информации.

Задания могут быть различными: составить синквейн, определить тему синквейна (слова в первой строке, составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку.

Из представленных синквейнов учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет.

• Приём «Верные – неверные утверждения»

• Приём «Составление кластера»

Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т. д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Синквейн — новая технология критического мышления для дошкольников»Консультация «Синквейн — новая технология критического мышления для дошкольников» Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам: 1 строка - тема - называется одним словом, 2.

Филворды на уроках чтения и русского языка в начальных классах Филворд- это разновидность кроссворда. Отгадки спрятались в сетке букв. Двигаться можно по вертикали и по горизонтали. Филворд «Деревья».

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе» Данный материал мастер-класса использовался как мастер-класс для педагогов и студентов педагогических вузов. Компетентностный подход — это.

Методические рекомендации учителям истории «Технология сотрудничества в группах на уроках истории в 5–11 классах» Технология сотрудничества в группах на уроках истории Двадцать первый век с его научным техническим прогрессом и массовыми формами образования.

Проект по теме: «Развитие у детей критического мышления. Применение технологии критического мышления на занятиях» Современный дошкольник – это ребенок не только знающий, но и умеющий применять знания в жизни, в реальных условиях. Поэтому формирование.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов. С одной стороны знание русского языка даётся ребёнку с детства,.

Теория обучения диалогу на уроках истории в 5–11 классах Технология диалогового обучения В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология критического мышления на уроках в начальных классах
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 16:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология критического мышления на уроках в начальных классах» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Юрьевна Вафина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД