Ольга Храмова
Составление загадок и метафор по картине в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Учить детей составлять сравнения, загадки и метафоры по моделям.
Активизировать словарь дошкольников по сюжету картины (проговаривая прилагательные)
Ход занятия.
В: Дети, сегодня вновь с нами наша знакомая картина. Какое название мы придумали картине?
Д: «Осень в парке»
В: В какие игры мы уже с вами с ней играли
Темочки:
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Д: «Подзорная труба», «Волшебник объединяй», «Загадки»
В: И сегодня к нам в гости пришла, кто ребята?
Д: «Царица загадка»
В: Правильно, она сама любит загадывать загадки и других учит.
Она сегодня принесла с собой две загадки. Попробуем их отгадать?
Домик, но не у улитки,
На голове, но не волосы,
Греет как грелка. (шапочка)
Золотые как монетки,
Шуршат как бумага,
Летят, но не бабочки. (листья)
В: Ребята, а как правильно нам составить загадки?
Д: Сначала мы должны сравнить объект по признакам с другим объектом.
В: Правильно, и в этом нам поможет таблица.
признак
шапочка Какая?
Что такое же?
листочек Какой?
Что такое же?
Дети сами выбирают признаки и описывают по ним. Воспитатель зарисовывает схематично в таблице.
В: А теперь придумайте свою загадку о шапочке
Выставляются таблица для загадок
Д: Розовая как цветок
Теплая как грелка,
Полукруглая, но не гора
Розовая, но не цветок
На голове, но не волосы,
Вязанная как шарф
Теперь вы придумайте загадку о листике.
Оранжевый, но не лиса
Кружиться, но не балерина
Легкий, как перышко
В: Ребята, а Царица-загадка нам еще принесла схему.
Вам она знакома?
Д: нет.
В: По этой схеме мы с вами научимся придумывать метафоры.
Что такое метафора?
Д:. Метафора-это средство яркой, образной речи.
В: Сегодня мы научимся придумывать метафоры-интересные, красочные, необычные сравнения. Для этого мы попытаемся с вами составить алгоритм, который нам поможет придумывать метафоры. Давайте вместе придумаем метафору к слову «листочек».
- И так,мы с вами выбрали объект-это листочек. - Придумайте к нему слово, обозначающее действие. (Что делает? – летит, кружиться).
Теперь скажите: листик кружится как что или кто? (балерина)
А где находится листик? (в воздухе)
Последовательность сочинения метафоры записывается на доске:
Что? (листок.)
Что делает? (кружиться.)
На что похоже? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие.) (на балерину)
Где? (Назвать место, где обычно находится первый объект или где происходит его действие) (воздух)
Прилагательное из признака «места» (воздух – воздушная, плюс существительное второго объекта (балерина, получается метафора.
Примечание. Данный алгоритм не является строгим, допускаются небольшие отступления от него с целью усиления метафоры.
Метафора «Воздушная балерина»
В: Ребята, давайте придумаем с это метафорой предложение.
Ответы детей
По такой же схеме составляем метафору к слову «шапочка»
Заключительная часть:
- Молодцы, ребята! Царице-Загадке очень понравилось как вы сочиняли загадки и метафоры.
Что вам понравилось на занятии? Чему вы научились сами сегодня?