Татьяна Тукиш
Составление рассказов-описаний на занятиях по развитию речи с детьми в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование умений детей с общим недоразвитием речи (ОНР) составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Многолетний опыт работы с детьми с ОНР показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет или явление происходит очень медленно и трудно. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ.
Публикация «Составление рассказов-описаний на занятиях по развитию речи с детьми в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Очень эффективным является также следующий алгоритм работы над составлением рассказов. Рассмотрим его на примере составления рассказа- описания помидора в рамках лексической темы «Овощи».
Как обычно, идет подготовительная работа: дети подбирают и наклеивают картинки, рисуют овощи и в том числе, помидор. Далее провожу беседу по картинке, либо используем настоящий овощ:
1. Какой овощ изображен на картинке?
2. Какой формы этот овощ?
3. Какой размер,цвет, вкус, помидора?
4. Есть ли запах у этого овоща?
После беседы, предлагаю детям пофантазировать о том, что они представляют, когда слышат слово «помидор».
Вспоминаем и то, каким словом можно заменить слово «помидор».
Подбираем как можно больше прилагательных к словам «помидор», «вкус», «запах».
Играем в игру «Составь предложение из слов»
- имеет, форму, помидор, круглую.
-кисло-сладкий,у, вкус, него.
-из, люблю, помидоров, салат, я.
Предлагаю детям придумать заголовок для рассказа. Из всех предложений, выбираем наиболее удачные: «Аппетитный овощ», «Помидор», «Мой любимый овощ» и т. д.
Далее дети продумывают, в каком порядке они будут описывать овощ. В старшей группе можно использовать схему, в подготовительной –план (цвет, величина, форма, запах, вкус).
Вспоминаем опорные слова, которые пригодятся нам для рассказа : овощ, гладкий, ярко-красного цвета, круглый, ароматный запах, сочный, кисло-сладкий вкус, овощной салат с помидорами.
В итоге такой работы получается рассказ :
Аппетитный овощ
Этот овощ – помидор. У него есть еще одно название- томат. Помидор гладкий, ярко-красного цвета. Он небольшой и круглый. У этого овоща ароматный запах. Он сочный, кисло-сладкий на вкус.
Помидоры чаще всего едят сырыми. Я, например, люблю овощной салат с помидорами. Из него также готовят томат и варят томатный сок. Помидор очень полезный овощ.