Наталья Пестерева
Конспект занятия «Составление рассказа «Зима» в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- Формировать представления о времени года «зима»; закреплять знания детей о времени года «зима»;
-Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, людей; учить составлять интеллектуальную карту;
-Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Ход занятия.
1. Вводная часть. Создание эмоционального положительного фона. Мотивационный этап.
Публикация «Конспект занятия „Составление рассказа „Зима“ в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Воспитатель: Ребята, вы смотрели вчера новости по телевизору? Ученые обнаружили на земле какие-то круги, как от космического корабля.
Звучит аудиозапись (звуковое письмо от инопланетян).
«Здравствуйте, дети! Мы жители планеты Железяка, попали на планету Земля. У вас очень холодно и повсюду лежит какое-то белое вещество. Помогите нам узнать об этом явлении, всю информацию просим ставить на вашем участке, на веранде, мы сможем ночью прилететь и забрать ее».
Воспитатель: Как выдумаете, что это за белое вещество? (снег)
Воспитатель: Так они ничего не знают о зиме! А где можно взять сведения о зиме? (телевизор, радио, интернет и т. д.)
Воспитатель: А мы можем составить рассказ о зиме? (да)
Дидактическая игра «Сравнение».
Воспитатель: Я предлагаю вам составить умную (интеллектуальную) карту о зиме. Но прежде чем мы начнем составлять интеллект- карту, скажите, почему зиму сравнивают:
• С художником?
• С волшебником?
• С красавицей?
• С хозяйкой? (ответы детей)
2. Основная часть.
Предварительная работа перед составлением интеллектуальной карты.
Воспитатель: Что нужно поместить в центр? (зиму)
Воспитатель: О чем мы можем рассказать инопланетянам?
Дети: О природе зимой, о животном мире, о растительном мире, о людях.
Воспитатель: Ну а что вы можете рассказать о том, как меняется природа зимой?
Дети: везде лежит снег, везде сугробы, холодно, метель, вьюга, лед на дорогах, сосульки.
Воспитатель: Сколько вы знаете зимних месяцев?
Дети:Три. Декабрь, январь, февраль
Воспитатель: Поиграем в дидактическую игру: «Какой, какая, какие» (Дети подбирают прилагательные к слову снег)
• Белый как…
• Пушистый как…
• Сверкающий как…
• Скрипучий как…
• Легкий как…
• Липкий как…
• Летучий как…
• Блестящий как…
Воспитатель: Теперь немного отдохнем. Дыхательная гимнастика «Дед Мороз»
Вот подул дед мороз в воздухе морозном
Полетели закружились ледяные звезды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю ледяные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Воспитатель: Молодцы, ребята, о природе зимой рассказали. А как же меняется жизнь животных и птиц с наступлением зимы? О ком мы можем рассказать инопланетянину?
Дети: О диких животных, о домашних животных и о птицах.
(Ответы детей, о том, как зимуют дикие и домашние животные и птицы)
Воспитатель: Немного отдохнем и сыграем в игру на внимание.
(Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц. Дети машут руками, если слышат название перелетной птицы, приседают – зимующих птиц)
Воспитатель: Вот мы и рассказали о том, как зимуют животные и птицы. И даже поиграли. А расскажите-ка теперь про растительный мир. О каких растениях мы можем рассказать?
Дети: Деревья (листва, трава (под снегом, овощи (в теплицах)
Воспитатель: А теперь расскажем о людях.
Воспитатель: Одежда, игры и забавы зимой, спорт.
Воспитатель: Все молодцы. Теперь, чтобы все, о чем мы сейчас говорили, запомнить и собрать в целый рассказ о зиме, составим с вами интеллект-карту. Но прежде чем приступать, немного разомнемся.
Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок! (шаг на месте)
Кати по снегу свой снежок – имитация катания снежка по снегу)
Он превратится в толстый ком (разводят руками)
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла, (улыбнуться)
Два глаза, шляпа, нос, метла, (показывают на себе)
Но солнце припечет слегка
Увы, и нет снеговика. (пожимают плечами)
Составление интеллектуальной карты.
Дети делятся на 4 подгруппы, подходят к столам, выбирают картинки:
• 1 подгруппа – о явлениях природы зимой.
• 2 подгруппа – о животном мире.
• 3 подгруппа – о растительном мире.
• 4 подгруппа – о людях.
Затем выбранные картинки приклеивают по четырем категориям на лист ватмана. После работы над картой дети составляют рассказ о зиме по интеллект-карте.
3. Заключительная часть. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Дети, какие же вы все молодцы! Так хорошо поработали и какую красивую карту составили. Скажите, что было трудно, а что легко? А как мы помогли инопланетянам? (ответы детей)
Воспитатель: предлагает эту интеллектуальную карту упаковать и оставить ее на участке детского сада, как просили инопланетяне в своем сообщении.