Марина Петровна Штундер
ООД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста.
Тема: Составление описательного рассказа
Цель: Формирование грамотически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные: учить детей составлять описательные рассказы о кошке, включая название животного и его приметы; учить детей отвечать на вопросы воспитателя.
Публикация «ООД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста „Составление описательного рассказа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
2. Развивающие : активизировать в использовании речи детей глагол лакать; пользоваться словами- названиями детенышей животного; развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.
3. Воспитательные: прививать любовь к животным.
Методические приё мы:
1. Наглядные: показ иллюстраций.
2. Игровые: дидактическая игра, сюрпризный момент.
3. Словесные: объяснение, поощрение, вопросы.
Средства обучения :
1. Нагядные: картина «Кошка с котятами», игрушки кошки, живая кошка.
Предварительная работа: Чтение сказки «Котенок «Гав» Г. Остер. Дидактические игры «Кто как кричит», «Кто, где живет?», рассматривание мягкой игрушки «Кошка», рассказ воспитателя о доброжелательном отношении к животным.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Знаете, ребята, если мы сегодня хорошо поработаем на занятии, то нас в конце занятия ожидает необычный сюрприз. А сейчас надуем с вами шар.
Дыхательная гимнастика
Надуваем быстро шар (Дети дуют в соединенные ладони)
Он становится большой (Дети раздвигают ладони)
Вдруг шар лопнул (Дети хлопают в ладони)
Воздух вышел (Дети соединяют ладони)
Стал он тонкий и худой. (Дети поворачивают ладони влево вправо)
2. Основная часть:
Давайте попробуем догадаться о ком будем мы сегодня говорить? Воспитатель читает загадку:
Что за зверь со мной играет.
Не мычит, не ржет, не лает.
Нападает на клубки.
Прячет лапки коготки. (Ответ детей : Кошка).
Воспитатель: Правильно, молодцы! А посмотрите, сколько кошек у нас в группе.
(По группе расставлены игрушки кошки). Соберите всех кошек и поставьте на стол. Дети собирают кошек и садятся полукругом на стульчики.
Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину и ответьте на вопросы.
- А что есть у кошки? (Ответы детей : лапки, усы, голова, хвост, шерсть и т. д.)
-Какая кошка? (Ответы детей : большая, взрослая, красивая и т. д.)
-А если кошка большая, взрослая кто у нее может быть? (Ответ детей : котята).
-А котята, какие? (Ответ детей : маленькие, веселые, красивые и. т. д.)
-Ну, а если есть котята, то кошка – мама.
- А как мяукает большая кошка? (Ответ детей : громко, звонко).
-Покажите. Дети громко мяукают.
- А как мяукает котенок? (Ответ детей : тихо, он маленький).
-Покажите. Дети тихо мяукают.
- Посмотрите, какие у нас есть кошки игрушки: резиновые, бумажные, меховые. У них бывает пушистая, гладкая шерстка, есть рыжие, черные, злые, добрые кошки и т. д.
-А кошка, какое животное: дикое или домашнее? (Ответы детей : домашнее).
-Почему? (Ответы детей : она живет дома с людьми, за ней ухаживает человек).
- А как она помогает людям? (Ответ детей : ловит мышей).
Игра «Хорошо – плохо».
Воспитатель ставит перед детьми кошку и дети называют, что хорошо и что плохо.
Хорошо: она ловит мышей, с ней можно поиграть, не скучно с ней, за ней надо ухаживать, она красивая, добрая, ласковая, мурлычет песни и т. д.
Плохо: царапается, кусается, собирает половики, когда бегает и т. д.
- А что надо делать, чтобы она не кусалась и не царапалась? (Ответы детей : ее надо любить, не обижать, кормить).
- А что любит кошка? (Ответы детей : молоко, мясо рыбу, играть, мурлыкать и т. д.)
- А как кошка пьет молоко? (Ответ детей : лакает языком).
- Покажите, как она это делает. (Дети показывают движение языка).
А какие стишки, потешки вы знаете о кошке? (Ответы детей : «Киска-киска», «Кошкин дом», «Кисонька - мурлысеннька» и т. д.)
Физминутка
Воспитатель: А сейчас мы превратимся в кошек и покажем, как они ходят, тянут спинки, мяукают, показывают коготки, лакают молоко и спят клубочками. Воспитатель поочередно называет действия, а дети выполняют их.
Воспитатель: Уснули котята, а я их сейчас разбужу. Воспитатель задевает каждого ребенка рукой, они встают мурлыкая. Отдохнули кошечки, и ребята снова пойдут работать.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: А у кого дома есть живая кошка? Расскажите о ней. Рассказ 3-4 детей. (Воспитатель может задать наводящие вопросы, если дети затрудняются: как зовут кошку, какого цвета шерстка, какого размера, что она любит, кто ее кормит).
Итог занятия:
Воспитатель: Мы много узнали, рассказали о кошке. А что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей). Итак, кошка домашнее животное, они добрые, ласковые, помогают людям и их надо любить, не обижать, ухаживать за ними. Ну, а так как вы хорошо работали, молодцы! Вот и необычный сюрприз! Живая кошка в лукошке. Дети знакомятся с кошкой по кличке «Фомочка».
Занятие 2
Тема Драматизация сказки «Лиса и заяц»
Цель: Формирование грамотически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные: учить детей пользоваться словами – названиями детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа (лисята -лисят); учить детей пользоваться сложносочиненными предложениями с союзом а (Рома дал мне утят, а я ему дал тигрят); учить детей инсценировать сказки.
2. Развивающие : продолжать развивать умения детей вести диалог; развивать мышление, воображение; развивать интонационную выразительность речи.
3. Воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным, добрые чувства; воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Методические приё мы:
1. Наглядные: показ игрушек.
2. Игровые: дидактические игра, драматизация.
3. Словесные: объяснение, поощрение, вопросы.
Средства обучения :
1. Нагядные: мелкие игрушки: медвежата, тигрята, лисята, зайчата, ежата; Макеты лубяной и ледяной избушек; маски к сказке «Заяц и лиса».
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Заяц и лиса». Дидактические игры «Кто где живет?», «Кто это». Рассказ воспитателя о доброжелательном отношении к животным, о дружбе детей.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Воспитатель: Дети, посмотрите у нас сегодня гости. А когда приходят гости, что надо сказать? (Ответ детей : Здравствуйте). А сейчас мы сделаем гимнастику с нашим язычком.
Артикуляционная гимнастика «Волшебный язычок»
2. Основная часть:
На столе стоят мелкие игрушки – зверята.
Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и сказать, что за малыши пришли к нам в гости (медвежата, тигрята, лисята, зайчата, ежата). Воспитатель предлагает взять себе одинаковых зверят.
Воспитатель: сейчас я спрошу, кто каких зверят взял. Вам следует отвечать: я взял лисят, медвежат и т. д. если ребенок не правильно называет зверят они убегают (воспитатель прячет игрушки). Когда будут получены правильные ответы 3-4 детей, следует обратиться к тому, кто допустил ошибку. Попроси сбежавших зверят вернуться, назвать их правильно. Затем воспитатель предлагает обменяться зверятами со своими соседями. Посмотрите, я отдала своих тигрят, а взяла у Саши зайчат. Когда дети обменяются зверятами, воспитатель спрашивает кому кого отдали и кого получили. (Ответы детей). А скажите, а где живут эти зверята? (Ответ детей : В лесу, значит они, какие животные? (Ответ детей : дикие животные). Тогда давайте, отпустим их всех в лес. Какие зверята были у нас? (Ответы детей). А кто из этих зверят умеет прыгать? (Ответ детей). Молодцы, правильно ответили, конечно, прыгают зайчата.
Физминутка
Воспитатель: И вы сейчас будете все зайчатами. И легко, не сталкиваясь друг с другом прыгайте до домиков. А какие это домики? (Ответы детей : лубяная и ледяная избушки). А кто живет в этих избушках? (Ответы детей : в лубяной избушке живет заяц, в ледяной избушке живет лиса).
Драматизация сказки «Заяц и лиса»
Воспитатель: Давайте мы с вами покажем эту сказку.
Воспитатель берет роль ведущего, дети берут роли персонажей сказки.
Вот видите, какой счастливый конец у сказки! А как она называется? (Ответы детей : «Заяц и лиса». А скажите, что любит заяц? (Ответы детей : грызть морковь, капусту и. т. д.) а петушок, что любит? (Ответ детей : клевать зернышки, травку и т. д.)
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Давайте мы с вами соберем в ящички угощения для зайца и петушка.
Морковь, какого цвета? Какой формы? (Ответы детей).
А зернышки, какого цвета? Какой формы? (Ответы детей).
Коллективная работа
Дети цветными карандашами рисуют морковь и зернышки. Выполненную работу кладут возле избушки зайца.
Итог занятия:
Воспитатель: Почему заяц поверил лисе? (Ответы детей : заяц добрый, доверчивый, отзывчивый). Сколько друзей пытались помочь зайцу в одиночку? (Ответ детей : перечисляют сказочных героев). А как думаете, если бы они собрались все вместе, одолели бы лису? (Ответы детей : Вмести все звери могли бы выгнать лису). Воспитатель: Да, дружба всегда помогает в беде. И чтобы вас никто не обидел, надо быть дружными и помогать друг другу.