Петрова Сахаяна Иннокентьевна
Сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Петрова Сахаяна Иннокентьевна,
учитель-дефектолог МБДОУ д/с №1 «Звездочка», г. Якутск
Сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью
в МБДОУ д/с №1 «Звездочка»
В настоящее время, прием детей с инвалидностью и ОВЗ в дошкольное учреждение - это одна из основных проблем детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью работы нашего ДОУ, является социализация детей с инвалидностью и ОВЗ. Для данной категории детей дошкольное учреждение становится начальной ступенью адаптации в социуме. В детском саду, дети имеющие разные возможности и нарушения развития, учатся взаимодействовать и общаться с другими детьми, развивать свой потенциал как интеллектуальный так и личностный. Дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, имеют такое же право развиваться наравне со своими сверстниками, начиная с самого раннего возраста.
Публикация «Сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в ДОУ» размещена в разделах
В нашем ДОУ ведется работа с детьми с инвалидностью и ОВЗ с раннего возраста. Для этого в 2018 голу была открыта Служба ранней помощи для оказания помощи семьям, воспитывающим детей от 3 мес. до 3 лет, имеющие функциональные нарушения или риск появления нарушений.
Основная цель службы ранней помощи (СРП) :
- Создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
- психолого-педагогическая поддержка родителей, повышение уровня родительской компетентности в деле воспитания и развития детей раннего возраста.
- включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
Группа СРП работает во второй половине дня во вторник и четверг. Продолжительность занятий от 20 минут до 1 часа в зависимости от возраста и сложности нарушения развития ребенка. Наполняемость группового занятия составляет до 8 человек с родителями.
Группы СРП: Группа для детей от 3 мес. до 1 года и группа для детей от 1 года дот 3 лет.
В группу для детей от 3 мес. до 1 года входят дети группы риска, по причине:
- имеет неврологический статус;
- вся беременность до момента родов протекала без присмотра врача;
- неблагоприятное течение беременности и родов;
- соматическая ослабленность, вследствие которого могут возникнуть вторичные отклонения в развитии.
Группа для детей от 1 года дот 3 лет входят дети группы риска, по причине:
- дети с ДЦП
- дети с задержкой речевого развития
-дети с РАС
- дети с ЗПМРР
- дети с Синдромом Дауна.
Форма работы: диагностика, разовая индивидуальная консультация, постоянное посещение группы СРП, повторная диагностика, группа занятий по формированию навыков общения с ребенком, домашняя работа и повторная диагностика.
Для детей имеющих тяжелые и множественные нарушения в развитии у нас работает группа Лекотека.
Лекотека – это служба оказания ранней психолого-педагогической помощи детям от 3 до 7 лет с нарушениями развития, имеющих значительные ограничения возможностей личностного роста, обучения и социальной адаптации и их семьей с использованием игровых технологий.
Основными задачами ЛЕКОТЕКИ являются:
- реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей воспитанников;
- проведение психопрофилактики и психокоррекции у детей с ОВЗ и их семей;
- обучение родителей (законных представителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми;
- проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка;
- психолого- педагогическое обследование детей при наличии согласия родителей (законных представителей);
- помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
- поддержка инициатив родителей (законных представителей) организации программ взаимодействия.
В работе группы участвуют родители (законные представители, здесь родители выступают в роли тьюторов. Занятия с детьми в ЛЕКОТЕКЕ проводятся в индивидуальной и групповой формах. В группе Лекотека работают следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по АФК и музыкальный руководитель.
Кроме Службы ранней помощи и Лекотеки, в нашем ДОУ работает Группа кратковременного пребывания (ГКП). Группу кратковременного пребывания (ГКП) посещают дети у которых нарушения опорно-двигательного аппарата и/или иные отставания в психофизическом развитии (ДЦП, РАС, УО, ЗПР). Главным условиям для нахождения ребенка в данной группе является наличие у него частично или полностью сформированных социально-бытовых навыков. Группа работает в первой половине дня с 8: 00 до 13:00 часов. Дети посещают группу без родителя (законного представителя).
Основные задачи работы группы кратковременного пребывания:
- формирование базовых социальных знаний, умений и навыков для дальнейшей социальной адаптации и интеграции.
- формирование и развитие первичных умений и навыков у детей с ОВЗ : в игре, художественном творчестве и самообслуживании.
- развитие и формирование познавательной сферы ребенка с ОВЗ.
- формирование благоприятного эмоционального фона и развитие эмоционального интеллекта.
В группе работает воспитатель и помощник воспитателя. Детей в период нахождения в данной группе сопровождают следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по АФК и музыкальный руководитель согласно рекомендациям ТПМПК.
Если мы видим, что ребенок развивается и может достичь большего, мы переводим его по решению Психолого-педагогического консилиума ДОУ в инклюзивную группу. Детей с ОВЗ в инклюзивных группах по решению ППк ДОУ продолжают сопровождать специалисты, если это требуется. Так же ребенка может сопровождать тьютор на общеобразовательных занятиях в период адаптации ребенка в инклюзивной группе.
Таким образом, работа по сопровождению детей с инвалидностью и ОВЗ, а так же их семей в МБДОУ д/с №1 «Звездочка» ведется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Для каждого ребенка составляется Индивидуальный образовательный маршрут специалистами и на основе рекомендаций ТПМПК составляется Адаптированная образовательная программа.