Светлана Степучева
Укрепление здоровья детей посредством закаливания
▼ Скачать + Заказать документы
Современная статистика свидетельствует : здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Одной из причин отклонений в состоянии здоровья являются поражения
ЦНС во внеутробном периоде. В настоящее время количество детей,рождающихся повреждениями и отклонениями в развитии головного мозга, увеличивается. Многие дощкольники имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, некоторые ~ хронические заболевания, много детей с затянувшимися межличностными конфликтами (стрессы, депрессии, тревожность, повышенная импульсивность, психоматические нарушения сна, аппетита и т. д.).
Публикация «Укрепление здоровья детей посредством закаливания» размещена в разделах
- Закаливание детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В детском саду за последние годы примерно в пять раз возросло число детей с нарушением зрения, органов пищеварения, осанки и нервно- психическими от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.
Жизнь человека в современных условиях подвержена разнообразным воздействиям. Это видно невооруженным взглядом в виде многочисленных болезней. Можно сказать, что одной из главных причин многих заболеваний является отсутствие здорового образа жизни. Поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире и расстройствами; увеличилось число заболеваний туберкулезом. Загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимфатических узлов у детей. А длительное пребывание в таких неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолёгочной системы, ЛОР›органов и др. болезни. Причины этого - неполноценное питание, учебные нагрузки, нарушения режима, низкий уровень медицинского обслуживания, не оказанная вовремя коррекционная и лечебная помощь, а также многие другие социальные, экономические и экологические проблемы. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально- кологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим в нашем детском саду тоже приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также основные навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются Черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей, т. к. обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды.
С понятием закаливания связывают обычно реакцию приспособления организма к охлаждающему воздействию внешних факторов с целью сохранения постоянной температуры внешней среды. Это постоянство достигается равновесием между теплообразованием и теплоотдачей.
В исследованиях Ю. Ф. Змановского описан интересный случай. Однажды был проведен эксперимент. У группы практически здоровых, но не закаленных взрослых людей, исследовали микрофлору слизистой оболочки носа до и после охлаждения, Оказалось, что в этой группе количество микробов после охлаждения возросло в 1000 раз!
Отсюда возникает универсальность закаливания как средства
профилактики самых разных болезней. Эффект закаливания зависит от правильности его осуществления и четкого соблюдения следующих правил:
-осуществлять закаливание только здоровых детей;
-увеличивать интенсивность процедур постепенно, в соответствии с возрастающими компенсаторными возможностями организма;
-соблюдать систематичность и последовательность (перерыв на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам); _
-тщательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст (недопустимо проведение закаливания при наличии отрицательных эмоций - страха, плача, беспокойства);
-закаливание можно осуществлять при строгом соблюдении гигиенических условий: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха; адекватная одежда и т. д. В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: солнце, воздух и вода.
Закаливание воздухом. Воздух - наиболее доступное средство закаливания для дошкольников разного возраста. Использование воздуха в целях укрепления здоровья детей начинается с проветривания помещения. К закаливающим моментам относятся и прогулки детей, которые необходимо проводить независимо от погодных условий.
Воздушные ванны являются первым мягким и эффективным средством закаливания. Смена пеленок, переодевание, раздевание малыша перед купанием - это и есть первые воздушные ванны. Ослабленных или непривычных к прохладному воздуху детей раздевать следует постепенно: вначале оголяют ноги и а и раздевают до пояса и., наконец оставляют ребенка раздетым. Прекрасным методом закаливания является проведение дневного сна на свежем воздухе.
Закаливание солнцем. Солнечные ванны благотворно влияют на физическое развитие ребенка, укрепляют и оздоравливают его, повышают сопротивляемость организма. Народная пословица гласит: << Куда редко заглядывает солнце, туда часто заходит врач». Принимать солнечные ванны лучше с 9 до 12 и с 16 до 18, в это время не слишком жарко. Не рекомендуется проводить процедуры натощак или сразу после еды. На время солнечных ванн тело ребенка, кроме головы, обнажается. Для глаз желательно иметь солнцезащитные очки. В первое время на солнце можно находиться не менее 5-6 минут. Постепенно длительность процедуры увеличивается ежедневно на 1 минуту, доводя ее до 10-15 минут.
Закаливание водой. Закаливание начинают с умывания, ополаскивания ног, простейших игр с водой. Вода должна быть теп. : эй - 28- 30 градусов. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1-2 градуса и постепенно доводиться до 26-22 градусов. Особенно полезно местное закаливание детям, страдающим хроническими заболеваниями носоглотки, подверженным ангинам, насморкам. Необходимо приучать их утром и вечером полоскать горло и обтирать шею холодной водой.
Часто в детских учреждениях используют обливание ног холодной водой с понижением температуры воды. После обливания ноги ребенка насухо вытирают чистым индивидуальным полотенцем. Нравится детям и так называемый <<рижский метод» закаливания. На дно ванны или таза насыпают мелкие камушки. Ванну наполняют соленой водой (10-20 г соли на І литр воды) так, чтобы она покрывала лодыжки ребенка. Дети «гуляют» по этому минипляжу в течение 2 минут. После «прогулки»
ноги ополаскивают пресной водой. Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошве ног значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи.
Таким образом, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть лучшими друзьями детей. Задачи взрослых сделать все всё возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.