Асадчая Татьяна
Содержание понятие творческой активности в научной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.
Публикация «Содержание понятие творческой активности в научной литературе» размещена в разделах
Педагогическая деятельность по своей природе творческая. Изменения идео-логии образования в современных условиях выражается в создании личностно-ориентированной позиции самоопределения и саморазвития, самосовершенствования учащихся.
Развитие творческой активности – тема очень востребованная для начальной школы и именно ей отводят особую роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка. К сожалению, приходится на-блюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желав-шего пойти в школу, жаждущего чего–то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание идти в школу и проходит первоначальная тяга к учению.
Поддержание творческой активности – важное условие успеха учебного про-цесса. Один из основных приемов создания положительной мотивации – это опора на творческие способности учащихся. Универсальных приемов формирования творческих интересов и самостоятельности у младших школьников в практике обучения нет, приходится самостоятельно добиваться этого, используя свои приемы и подходы развития творческой активности. Развитие самостоятельности, активности, пытливости, инициативы, творческого отношения к делу, к познавательной деятельности, является важной и необходимой задачей.
Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, знаний, навыкам. Приходится подбирать различные задания, выстраивать их в определенной последовательности, от этого зависит достижение целей урока, самостоятельность и активность учащихся. Подбираем к уроку такие задания, которые служили бы определенной цели или были основаны на применении каких-либо понятий, правил, установления тех или иных связей, выявление закономерностей на основе наблюдений. Уроки такого типа служат развитию мыслительной деятельности и выработке прочных знаний, умений и навыков учащихся. От того, насколько умело смогу подобрать и сгруппировать задания к уроку, настолько сознательно и с желанием будут учиться дети в классе. От этого зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на каждом уроке.
Очень важным средством является занимательность. Элементы занимательности вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал.
Все это позволяет определить понятие «Творческой активности школьников» : продуктивная форма деятельности учащихся школы, направленное на овладение творческим опытом, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
По мнению Л. М. Фридмана, познавательная мотивация творчества проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, синтетичности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому предмету.
Учёные отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребёнка. К 7-8 годам творчество школьника выражается в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащегося.
Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным ком-понентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.
Решение предложенных и самостоятельно увиденных проблем у творческого ребёнка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.
Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. Используя на уроках элементы учебно-познавательных игр, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра – развлечение превращается в игру – работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра у ребенка пробуждает интерес к победе, ставит его в условия поиска, а отсюда – стремление быть первым, быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Дети учатся сдерживать свои желания, оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других. Но при этом не следует забывать, что за игрой стоит урок – знакомство с новым материалом, работа с учебником и тетрадью, закрепление и повторение пройдённого материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Это делает учебный процесс более увлекательным, интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов.
В психолого-педагогической науке отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности стано-вится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.
Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине ХХ века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков.
Разрабатывались первые учебные программы формирования творческой ак-тивности. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности :
• Гибкость ума;
• Систематичность и последовательность мышления;
• Диалектичность;
• Готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Гибкость ума включает – способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают много вариантов решений, ком-бинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
Систематичность и последовательность – позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.
Помощь взрослых, и в частности, педагога, по мнению Александра Наумовича Лука, заключается в том, чтобы научить ребёнка творить. Ребёнок в результате такой помощи должен научиться :
Удивляться всему, как будто видит всё в первый раз. Нужно удивляться в ка-ждой вещи, всему живому, любому явлению в жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил;
Ощущать, слышать - так, как мать, видит, слышит, ощущает своего ребёнка, летчик- свой самолёт, корабль – моряк. Нужно научить видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;
Мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое).
• Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.
• Чтобы творить, следует еще научиться :
• Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла);
• Создавать «законченную вещь», то есть произведение.
Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребёнком (рисованием, чтени-ем, музыкой или спортом, учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому как:
• Смотреть, чтобы увидеть красоту;
• Слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
• Почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
• Говорить так, чтобы тебя услышали;
• Быть самим с собой;
• Трудиться творчески;
• Трудиться вдохновенно.
Следовательно, можно сделать выводы о значении развития творческой ак-тивности ребят :
• Обеспечение активной и интенсивной работы по смысловому анализу ин-формации.
• Создание положительной мотивации на уроке.
• Способствование оптимальной организации внимания.
• Развитие смысловой догадки и активизации лексического опыта ученика и обогащение словарного запаса.
• Выработка необходимого темпа восприятия информации.
• Вооружение рациональными способами запоминания.
• Развитие и освоение информационного пространства в содержании урока.
• Увеличение темпа работы.
• Приучение к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.
Разрабатывая план урока важно учитывать, что развитие творческой активности учащихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны учителя, родителей, товарищей, а также личного опыта самого ученика;
Источниками творческой активности могут быть :
• содержание учебного материала;
• процесс учения, который выступает как процесс организации познаватель-ной активности учащихся;
• резервы личности ученика и учителя;
Формами проявления творческой активности на занятии являются :
• индивидуальное творчество;
• самостоятельность.
Условиями формирования творческой активности являются :
• эмоциональная атмосфера обучения, положительный тонус учебного про-цесса;
• максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
• ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.
На уроках большое значение для развития творческой активности детей
имеет следующие приемы: создание ситуации, при которой ученик должен обосно-вывать свое мнение, приводить в его защиту факты, аргументы, использовать при-обретенные знания и опыт;
• создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять неясное, глубже осмысливать знания;
• рецензирование тестов, сочинений, творческих работ, что связано с совета-ми, коррективами, активными поисками главного;
• оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение непонятного;
• выполнение заданий-максимумов, рассчитанных на чтение дополнительной литературы, научных источников и другой поисковой деятельности;
• побуждение к поиску различных способов решения задачи, рассмотрению вопроса с различных точек зрения;
• создание ситуации свободного выбора заданий, преимущественно поиско-вых и творческих;
• создание ситуаций обмена информацией между учащимися;
• создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практиче-ских умений.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству воз-можно. Вопрос, по словам И. Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти опти-мальные условия для такого обучения.
Под творческими способностями учащихся понимают: «… комплексные воз-можности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на сози-дание им новых образовательных продуктов.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является обучением творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:
• Творческое мышление;
• Творческое воображение;
Применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся, Лев Семенович Выготский выяснил, что выявить необходимые умения:
• Классифицировать объекты, явления, ситуации по различным основаниям;
• Устанавливать причинно-следственные связи;
• Видеть взаимосвязи и выявлять новые вязи между системами;
• Рассматривать систему в развитии;
• Делать предположения прогнозного характера;
• Выделять противоположные признаки объекта;
• Выявлять и формулировать противоречия;
• Разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
• Представлять пространственные объекты;
• Использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
Представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
• Преодоление психологической инерции мышления;
• Оценивание оригинальности решения;
• Сужения поля поиска решений;
• Фантастическое преображение объектов, ситуаций, явлений;
Мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.
Названные умения составляют основу способности системного диалектиче-ского мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.
Отечественные психологи и педагоги (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащегося.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Снаткина, Д. Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования.
Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее, как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества доступны только избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все что выходит, за пределы рутины обязано своим происхождением творческому процессу человека.