Голощапова Анна
Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с одаренными детьми в ДОУ - одно из важных направлений деятельности педагога, нашедшее своё место в перечне задач ФГОС ДОУ и в президентской программе "Дети России" (раздел "Одарённые дети").
В данной публикации я хочу поделиться опытом работы с одарённым ребёнком в рамках участия в научной конференции "Мои первые открытия".
Публикация «Исследовательская работа „Волшебное превращение цветов спектра“ в рамках научной конференции для детей „Мои первые открытия“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Выбор темы работы "Волшебное превращение цветов спектра" был основан на практической экспериментальной работы в процессе изобразительной деятельности при смешивании цветов красок на палитре и рисунке, при смешивании пластилина разных цветов, рисовании фломастерами на цветной и белой бумаге.
Работа строилась поэтапно.
Вначале работы был выстроен эксперимент с призмой и лучом света для того, чтобы заинтересовать дошкольников волшебством превращения луча : разложения его на цвета радуги.
Применение технологии ТРИЗ выявило самого активного, любознательного и смышлёного ребёнка. С ним было продолжена работа по проведению исследования, о котором он в дальнейшем рассказывал на конференции : "Мои первые открытия" и делился опытом, выводами и результатом со своим сверстниками-одногруппникам.
Был организован стендовый доклад, презентация, представлена схема-подсказка по смешиванию цветов для получения новых цветов и их оттенков
Наиболее полно и подробно о этапах исследования и последовательности создания схемы-подсказки по смешиванию цветов можно узнать в тексте доклада Ромы и презентации
Доклад Старова Романа
Здравствуйте, меня зовут Старов Рома. Мне 6 лет. Я хожу в подготовительную группу детского сада № 23. Тема нашего исследования «Волшебное превращение цветов спектра».
Часто бывает, что в процессе рисования красками или лепки, заканчивается нужный цвет краски или пластилина. При этом нет возможности приобрести их в данный момент. В связи с этим, встает проблема: что делать?
По теории цвета существуют основные цвета, путем смешивания которых можно получить дополнительные цвета и их оттенки. Некоторые правила смешивания цветов я уже знаю, но понимаю, что не все цвета могу сделать самостоятельно.
Чтобы помочь себе и моим друзьям в решении данной проблемы, я решил создать схему смешивания красок, изучив основы цветоведения с помощью моего руководителя - Анны Евгеньевны.
На первом этапе я, как учёный Ньютон наблюдал радугу с помощью призмы. Солнечный луч прошел через неё и разложился на цвета радуги
(Рома показывает на стендовый плакат. Фото с призмой)
Я увидел в луче красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый – 6 цветов.
На занятиях по изобразительной деятельности нам рассказывали о семи цветах радуги, о последовательности их расположения. Почему же я увидел только 6 цветов?
Изучив научную литературу, я узнал, что на самом деле в световом луче есть все цвета спектра, но видимы глазу при прохождении луча через призму только эти. В странах Европы насчитывают 6 цветов радуги, в Японии – 5 цветов. Это особенности восприятия света и цветового спектра человеческим глазом в разных частях мира. Голубой цвет является производным от синего цвета, поэтому многие народы не различают его в спектре.
Итак, в результате эксперимента с призмой и лучом света, нами были определены цвета спектра : красный, оранжевый, желтый, зелёный и фиолетовый. Они имеют строгий порядок расположения.
(показывает лист№1)
На втором этапе я определил основные цвета, наблюдая за работой цветного принтера.
(показывает на стенде фото с работой принтера)
В принтере я увидел всего 4 краски: красная, желтая, синяя и чёрная, смешивая их принтер распечатал цветную радугу. Руководители рассказали о том, что при печати документов, используется большое количество черной краски, и она быстро заканчивается. В этом случае включается режим смешивания желтой, красной и синей красок, в результате этого получается чёрный цвет
Вывод, что для получения любого цвета и оттенка достаточно всего трех красок: желтый, красный и синий. Эти цвета являются основными. (показывает лист№2, основные цвета)
При смешивании основных цветов, получается черный цвет
Как образуются остальные цвета?
Ответить на этот вопрос мне помогли эксперименты с разноцветными стёклами - цветными фильтрами. (показ на сенде)
Показ на видео
Показ картинки № 4 говорит красный и желтый получается оранжевый
Показ картинки № 5 Желтый и синий фильтр дают нам зелёный цвет
Показ фильтров, говорит красный и синий фильтры дают нам фиолетовый цвет
Показ картинки №7
Я выложил их в ряд, согласно расположению в радуге, частично накладывая друг на друга и увидел, что цвета радуги образуются путем слияния соседних основных цветов : красный+желтый= оранжевый, желтый+синий=зелёный, красный+синий=фиолетовый.
Эксперимент с накладыванием фильтров основных цветов друг на друга подтвердил наблюдение за работой принтера : смешивание основных цветов даёт черный цвет.
(фото наложения фильтров основных цветов - образование черного цвета)
Наложение красного и зеленого фильтров дало нам коричневый цвет
(показывает опыт и картинку №7)
На занятиях по изобразительной деятельности мне часто приходилось смешивать белый цвет гуаши с другими цветами. Так я получал голубой, розовый, серый цвета.
Наглядно такое смешивание цвета нам показывает кружение волчка, раскрашенного в разные цвета.
Показ кружения волчков и картинки №8
(фото, видео с разноцветным волчком).
С помощью волчка, я убедился в том, что спектр сочетает в себе все цвета. При быстром кружении разноцветного волчка создаётся зрительная картинка - волчок белого цвета. Подобный опыт провел Ньютон.
Для того чтобы увидеть чисто белый цвет, скорость вращения должна быть достаточно большой. Поэтому для эксперимента нами был использован миксер.
Показ эксперимента с цветным диском Ньютона и миксером
Часто, при лепке и рисовании человека необходим бежевый цвет, его я получаю, добавляя в белую гуашь или пластилин немного желтого и красного цвета.
( показ на фото стенда лепки: бежевый пластилин, рядом белый, красный, желтый).
И картинка№9
Смешивание красок очень помогает художнику в передаче выразительности образа. Например, переход цвета в двойном мазке Урало-Сибирской росписи, делает рисунок объёмным, красочным. Расписывать дома очень сложно, рисование сразу двумя красками, набранными на кисть, упрощает его. Такой приём придумали и использовали на Урале мастера-красильщики.
(фото на стенде или видео процесса росписи стены. Урало-сибирский роспись)
Так, смешивая всего три основных цвета, можно получить всю палитру красок. Вот оно волшебство превращения цветов спектра!
Таким образом, в процессе наблюдений и экспериментов, а также анализа полученных данных, нами был получен результат: составлена схема смешивания красок для получения дополнительных цветов и оттенков.
Спасибо за внимание!