Олеся Ананьева
Содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста (1–3 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста (1-3 лет)
разделить на несколько направлений:
1. Развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графо - моторных навыков.
2. Сенсорное развитие.
3. Формирование предметной деятельности.
4. Формирование коммуникативных навыков.
5. Развитие речи.
Публикация «Содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста (1–3 лет)» размещена в разделах
Работа по каждому направлению идет параллельно и одновременно, но небольшими этапами (ступеньками, что обеспечит комплексное и прочное формирование навыков и умений по каждому направлению. На прохождение одной ступеньки в каждом направлении условно отводится 2 месяца, но сроки могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Важно помнить, что к любому занятию, деятельности не следует принуждать ребенка, не предлагать упражнения и игры, если он утомлен, или на данный момент не проявляет интереса. Самой лучшим методом работы будет игра, где взрослый - партнер по игре!
Рассмотрим содержание коррекционно-развивающей работы взрослого с ребенком по каждому направлению развития.
Развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графо-моторных навыков.
1 ступенька:
Основой развития двигательных навыков является подражание взрослому.
- развитие навыков распространенных движений: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т. п. Взрослый предлагает ребенку игру «Сделай как я» или «Давай вместе»;
- развитие и нормализация тонуса мелких мышц. Для этого можно сделать массаж пальцев и кистей рук с грецким орехом, попеременно горячей и холодной водой или с кубиком льда, тестом, глиной;
- пробуждение интереса к изобразительной деятельности: знакомство с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком или ладошкой, рисование просто цветовых пятен.
2 ступенька:
- развитие более сложных движений в плане общей моторики: ходьба, прыжки. Имитация действий с предметами: перекладывание, переставление, перенесение предметов – «Перенесем подушку на другую кровать», «Переложим мелкие игрушки из одной коробки в другую», «Переставим мелкие игрушки из одой подставки в другую» и т. п.
- развитие хватательных движение рук – захват крупных предметов двумя руками, а маленькие – одной рукой. Обучение различному захвату: кулаком (объемные предметы, щепотью (ткань, мех, сыпучие материалы (песок, сахар.)
-обучение правильному захвату карандаша и выполнение свободных кругообразных и дугообразных движений рукой – «Клубочки», «Тучки», «Барашки». Сначала ребенок пассивно участвует в игре –взрослый водит рукой ребенка, а затем делает это самостоятельно или вместе со взрослым на своих листах.
3 ступенька:
- развитие координации мелких движений при конструировании образов при помощи пальцев и кистей рук: «кулачок», «крыша», «стульчик» и другие упражнения пальчиковой гимнастики по возрасту;
- закрепление умения захватывать предметы щепотью – игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов –шарики и кубики по коробкам и др.
- развитие указательного типа хватания – двумя пальцами (указательным и большим) - нанизывание на стержень (пирамидки, игры с крупной мозаикой, конструктором;
- развитие движений всей кистью рук – релаксационные упражнения, выполняемые в спокой ном темпе: «Погладим котенка», «Маляр», «Полощим бельё», динамические – в быстром темпе :«Кулак-ладошка-кулак-ладошка…»;
- обучение продеванию гибкого шнура в отверстие, застёгиванию крупных пуговиц на специальных пособия;
- обучение рисованию вертикальных и горизонтальных линий с использованием приёмов обводки, рисования по опорным точкам, раскрашивание листа в разных направлениях.
4 ступенька:
- обучение выполнению серии движений по подражанию (присел-встал-топнул, топнул- подпрыгнул-присел, дошел до стола – хлопнул - присел и т. п.)
- развитие навыков застёгивания пуговиц, кнопок, липучек и шнуровки;
- обучение элементарным выразительным движениям пальцами в пальчиковых играх – драматизациях «Идёт коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»
-обучение выполнению действий с предметами без показа, а по словесной инструкции – «Покажи козу.»
- обучение изображению ломаных, волнистых и дугообразных линий, раскрашиванию листа в одном направлении.