Татьяна Деревенских
Содержание и организация партнёрских отношений ДОУ и семьи в соответствии с нормативно-правовой базой
▼ Скачать + Заказать документы
"Умел дитя родить, умей и научить" |
За всю историю человечества сложилось два направления в воспитании подрастающего поколения: семейное и общественное. Причём общественное воспитание становилось всё более необходимым, чем быстрее развивалось общество в экономическом направлении.
Публикация «Содержание и организация партнёрских отношений ДОУ и семьи в соответствии с нормативно-правовой базой» размещена в разделах
А. С. Макаренко: |
"Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте- родители и педагоги". |
В дошкольном учреждении ребёнок получает воспитание и образование, адекватные возрасту; приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, согласно научно разработанному режиму дня.
В семье у ребёнка более гибкий режим дня, воспитание направлено на него одного, существует тесная и длительная связь с мамой и папой.
Но существующие минусы общественного воспитания никаким образом не перекрывают всё возрастающей потребности в нём в силу динамического развития общества. Важно сочетать воспитание ребёнка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников, поэтому необходимо взаимодополняющее сотрудничество детского сада и семьи.
В Законе "Об образовании" говорится, что государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах:
-гуманистический характер образования,
-приоритет общечеловеческих ценностей,
-жизни и здоровья человека,
-свободного развития личности,
воспитание гражданственности,
-трудолюбия,
-уважения к правам и свободам человека,
-любви к окружающей природе, Родине, семье.
В указанном документе уважение к семье признаётся одним из принципов образования, т. те. семья из средства педагогического воздействия на ребёнка превращается в его цель.
Также ФГОС ДО направлен на реализацию задач обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС предъявляет требования к образовательной среде, которая создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Обеспечивает открытость дошкольного образования.
Признание приоритетов семейного воспитания требует новых отношений семьи детского сада. Главный момент в контексте "семья- дошкольное учреждение"- личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье, что невозможно без "открытости" ДОУ.
придать дошкольному учреждению "открытость", значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
"Открытость" ДОУ внутрь- это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия, которые по силам каждой семье : организация экскурсий, поход в ближайший парк, лес, речку, помочь в оснащении педагогического процесса и др. В этом случае дети учатся с уважением и любовью смотреть на своих близких, которые много знают, интересно рассказывают, что-то делают своими руками. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и просто поучиться.
Чтобы детский сад стал открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку. А педагог в сою очередь должен выработать у себя добрый взгляд на ребё нка: видеть в развитии его личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей.
Отношение родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но главное- на доверии к нему в силу его личностных качеств (доброты, чуткости, внимания, заботливости).
В условиях открытости детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать за ребёнком, поиграть с детьми, провести какой либо вид совместной деятельности. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приёмы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания.
Наиболее важным результатом свободного посещения родителями ДОУ является то, что они изучают своего ребёнка в непривычной для них обстановке, как он занимается, общается со сверстниками.
Формы взаимодействия с семьёй очень разнообразны.
1. Взаимодействие педагога с каждой семьёй- это индивидуальные формы работы (беседы, консультации. посещение семьи).
2. Взаимодействие с подгруппой родителей. имеющих сходные проблемы воспитания, дифференцированный подход.
3. Воздействие на семью через ребёнка. Если ему интересно и комфортно в группе, он обязательно поделится своими впечатлениями дома.
4. Совместные праздники и тематические вечера с участием родителей, детей и педагогов.
Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном:
*через приобщение родителей к педагогическому процессу;
*расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;
*пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
*создание условий для творческой реализации педагогов, детей, родителей;
*информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;
*разнообразные программы совместной деятельности детей и взрослых;
*проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, учитывая его интересы;
*уважительного взаимоотношения семьи и образовательного учреждения;
*объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребёнка.
В своей практической деятельности я применяю, как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с семьёй.
Обычно это три, четыре собрания в год ("Давайте знакомиться", "Мультипликация в жизни ребёнка", "Наши успехи", "Играем с детьми").
Это и оформление групповых стендов с необходимой информацией о режиме дня, меню,расписания работы ДОУ, специалистов;
папки-передвижки по темам "Экологическое воспитание",Азбука вежливости. Этикет", "Физкультура в семье", "Лето- это маленькая жизнь" и др. ;проводятся беседы индивидуально и для подгруппы родителей; консультации с привлечение медицинского работника, логопеда, музыкального руководителя; семинары-практикумы "Как выучить с ребёнком стихотворение?", "Как развивать моторику пальцев?", "Чем занять ребёнка дома, в поездке".
В приёмной группы есть ящичек "Родительская почта", проводятся анкетирования родителей по различным темам ("Знаете ли вы своего ребёнка?", "Какие черты характеры хотели бы видеть в друзьях своего ребёнка?")
Как часть собрания, круглого стола проводятся тренинговые задания, игры; конкурсы совместных проектов, выставки совместных работ детей и родителей : "Наш весёлый колобок", "Ёлочка- красавица, !Забавные овощи", "Осенняя сказка", "Первые цветы", "Наши загадки растут на грядке" и много других. Проходят выставки книжек-самоделок "Забавные животные", "Как я гостил у бабушки", "Приключения в лесу", "Вот и лето пролетело", "Приключения одуванчика".
При активном участии родителей изготавливаем стенгазеты :"Наши мамы- лучше всех!", "Мой папа!", "День влюблённых", "Наши традиции", проходят мастер-классы.
Проводятся совместные праздники, дни открытых дверей, походы в лес,краеведческий музей, библиотеку, празднование Масленицы.
Таким образом, в настоящее время организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй должно быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада и вовлечении родителей в образовательный процесс ДОУ. Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьёй и детским садом.
Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьёй совместно с традиционными способствуют повышению эффективности работы с родителями в соответствии с современной нормативно-правовой базой.