Шестакова Валентина Вениаминовна
Содержание и методика проведения общеразвивающих упражнений с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание и методика проведения общеразвивающих упражнений с детьми среднего дошкольного возраста
Здоровому образу жизни сейчас уделяется большое внимание,поэтому данная тема очень актуальна сегодня.
На пятом году жизни ребенка происходят существенные изменения в работе отдельных систем организма, определенные качественные сдвиги в развитии речи, мышления, всех сторон психики.
Публикация «Содержание и методика проведения общеразвивающих упражнений с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобрел некоторую прочность в связи с активным процессом окостенения: начинается сращение костей таза, изгибы позвоночника шейного и грудного отделов вполне отчетливы и определенны. Поэтому ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Заметное увеличение массы и силы мышц позволяет увеличить физическую нагрузку.
Под руководством взрослых дети могут дать элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Определенная устойчивость внимания, развитие двигательной памяти, мышления, воображения позволяет постепенно перейти к новым формам обучения. Дети уже в состоянии сначала посмотреть на показ упражнения, спокойно выслушать объяснение, а затем уже выполнить задание.
Простые движения они хорошо запоминают и могут воспроизвести их не только по образцу, но и по указанию взрослого. Они лучше ориентируются в пространстве и согласовывают свои движения с движениями товарищей.
В средней группе продолжается работа по воспитанию у детей интереса к физическому развитию. Следует добиваться активности, непринужденности, естественности движений.
Наряду с этим появляются новые задачи:
1. Приучать детей к восприятию показа как способу самостоятельного выполнения упражнений.
2. Правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений (связанные с работой крупных групп мышц). Точно выдерживать положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания, не сгибать руки в локтях при их выпрямлении).
3. Принимать различные исходные положения, добиваясь их четкости.
4. Соблюдать направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентиров, без них и по указанию воспитателя.
5. Начинать и заканчивать упражнение по сигналу, указанию; сохранять заданный темп.
6. Выполнять известные упражнения самостоятельно по указанию воспитателя.
7. Выполнять известные упражнения, рассказывать о порядке, способе выполнения существенных элементов наиболее простых упражнений.
Так же как и в младшей группе, основное внимание уделяется упражнениям для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Увеличивается количество упражнений с различными пособиями. Таким образом, и кисти рук получают дополнительную нагрузку. Разнообразнее упражнения для ног и мышц брюшного пресса. Из упражнений для туловища детям больше всего даются наклоны вперед; несколько ограничены повороты и наклоны в стороны, проводятся они с небольшой амплитудой.
Большое внимание уделяется дыханию в упражнениях для рук, плечевого пояса, туловища. Детям предлагают не задерживать выдох, добиваться его продолжительности. Удачны упражнения «Гуси шипят», «Дровосек» и др.
Увеличивается количество подскоков. Дети могут выполнять подряд 15—20 подскоков и вновь повторить их через небольшой промежуток времени. Это дает хорошую нагрузку для мышц ног (особенно стопы, укрепляет сердечно-сосудистую систему.
Исходные положения становятся разнообразнее: наряду с положением стоя шире применяются положения лежа на спине, на животе, сидя; руки перед грудью, к плечам и т. д. Следует помнить, что после каждого упражнения из любого исходного положения нужно дать ребенку возможность отдохнуть, расслабиться, сделать паузу.
Структура упражнений в средней группе усложняется: как правило, они состоят из четырех частей («Мотор» — руки в стороны, вращение согнутых рук перед грудью, в стороны, вниз). Некоторые состоят из двух частей, но выполняются в отчетливо выраженном медленном темпе («Присе-е-есть — вста-а-ать»).
Усложняется координация движений, которые выполняются при построении детей в звенья, в разных направлениях (при повороте туловища в сторону дети выпрямляют вперед руки с обручем). Но преимущественно подбираются движения одновременные, одно-направленные, частично поочередные. Темп становится более четким и разнообразным.
Ритм движения дети уже отчетливо воспринимают, но при его воспроизведении немного затрудняются и иногда опаздывают.
Наряду с имитационными, образными упражнениями постепенно вводятся аналитические упражнения. Так же как и в младшей группе, имитационные и образные упражнения можно объединить одним сюжетом, дети с большим интересом выполняют упражнения, подражают различным образам. Нарастание требований в отборе таких упражнений и выражается в том, что движения, соответствующие тому или иному образу, должны проводиться с большей физической нагрузкой и быть более сложными по структуре («Кошка выгибает спину», «Волчок», «Пропеллер»).
Упражнения аналитического характера в средней группе вводятся впервые. Как правило, это упражнения с пособиями. В них отчетливо выделяется каждая часть. Например, поднять палку перед собой, коснуться коленом; но при этом в упражнении не фиксируется точность высоты поднимания палки, положение спины, головы, стопы во время поднимания ноги, т. е. подбирают такие упражнения, которые учат детей видеть части движения, но пока еще в общей схеме.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Организация детей. С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по развитию пространственных ориентировок, быстроты реакции, умения двигаться. Надо помнить, что у детей необходимо создавать радостное, бодрое настроение. Разнообразный, иногда неожиданный порядок построения вносит оживление, мобилизует внимание, поэтому следует избегать повторяющихся изо дня в день неизменных форм проведения упражнений.
В средней группе наряду со свободным построением в круг вводится построение в колонну по два, по три, по четыре (ведущих назначает воспитатель) или дети перестраиваются самостоятельно в звенья, иногда используется свободное построение у заранее расположенных предметов.
Основным является построение в три колонны или три звена.
При свободном построении пособия подготавливаются заранее. Их раскладывают по-разному: в шахматном порядке, по пересекающимся линиям или параллельно. По сигналу каждый ребенок занимает место у любого пособия. С введением нового варианта построения целесообразно на одном-двух занятиях подряд поупражнять в этом детей.
Подготовка и раздача пособий.
В средней группе дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место. Заранее определяются их количество и расположение. Для работы с детьми пятого года жизни рекомендуются следующие пособия: флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи (большие, средние, малые, набивные, косичка (короткий шнурок с петлей и пуговкой, мешочки, обручи, палки, кегли, стулья.
Мелкие предметы, так же как и в младшей группе, кладут на стулья; обручи, палки, мячи располагают по нескольку штук в разных местах зала; обручи, палки — на подставках или раскладывают на полу вдоль стены; мячи — на стеллажах в углублениях или на полу в обручах по нескольку штук в каждом. Такой порядок позволяет быстро и организованно брать и класть предметы на место.
Методы и приемы обучения.
В начале учебного года методика обучения общеразвивающим упражнениям такая же, как и в младшей группе. Постепенно процесс обучения изменяется: появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений, а в связи с этим изменяется характер некоторых методов и приемов.
Перед разучиванием какого-либо упражнения воспитатель называет его, затем показывает, как правильно выполнять движения. Иногда в качестве поощрения упражнение показывает ребенок. Требования к показу движений воспитателем усложняются. В средней группе у детей начинают формировать аналитическое восприятие техники движений. Поэтому при обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно, в полную силу, выразительно, без остановки, ритмично, с четким исходным положением. Это помогает создать целостный зрительный образ, формирует правильные двигательные представления, воспитывает чувство красоты движений.
Показ упражнения без объяснения воспитатель дает 1—2 раза, затем с замедлением отдельных частей упражнения и соответствующим объяснением. При этом важно обозначать словами направление отдельных частей тела. Сочетание движений и слова делает более отчетливыми и осознанными пространственные представления детей. Дети 4—5 лет могут правильно выполнить лишь основные элементы упражнения, их и нужно объяснять. Детали техники воспитатель показывает, но в объяснении и оценке движений не отмечает.
Необходимо проверить у детей точность исходного положения, напомнить, что упражнение надо начинать и заканчивать одновременно. Это помогает осознанному овладению движением. По окончании упражнения педагог дает краткую положительную оценку: «Молодцы, хорошо держали спину, ровно, приседали низко». Такая оценка помогает закрепить требования к технике упражнения и создает положительные эмоции.
Когда детям упражнения знакомы, то осуществляется их углубленное разучивание.
В зависимости от того, как упражнение усвоено детьми, возможны различные варианты методики проведения: поясняются основные части упражнения или те, которые не получаются у большинства детей; дается краткое описание движений без показа или только его название. Позже перед детьми ставится новая задача: вспомнить порядок, способ выполнения упражнения; предварительно дается установка — заметить и запомнить последовательность движений. Можно спросить одного-двух детей, как выполнить упражнение. Конечно, эти приемы сложны, но эффективны для формирования двигательных навыков, поэтому использовать их можно обычно в конце учебного года.
Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале словесными указаниями воспитателя. Отдельные слова на усвоение пространственных ориентировок детьми проговариваются, затем это упражнение выполняется под счет воспитателя.
В средней группе можно для проведения общеразвивающих упражнений ввести музыкальное сопровождение, что благотворно влияет на качество выполнения движений.