Ольга Моздукова
Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социокультурный феномен развития одаренности детей дошкольного возраста объясняется тем, что творческая самореализация личности приобретает всё большее значение в современных социокультурных условиях, когда высокоразвитое творческое мышление и активное, творчески инициативное отношение к явлениям окружающей действительности рассматривается в обществе как высшая ценность.
Публикация «Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Известно, что как на проявление детской одаренности, так и на ее сохранение и развитие большое влияние оказывают социальные условия, в которых находится ребенок. Прежде всего, это условия, созданные и поддерживаемые в семье. Равнодушие к особенностям развития ребенка со стороны родителей может привести к быстрому затуханию одаренности. И напротив, преувеличение проявляемых ребенком способностей, перекос в воспитании в сторону лишь выявленной одаренности, приводит к многочисленным проблемам, связанным с неразвитостью других сторон личности ребенка. И только адекватная оценка особенностей ребенка и создание условий для гармоничного развития деятельностной, мотивационной, интеллектуальной, социальной сфер его развития может привести к сохранению и совершенствованию одаренности и возможности наиболее полно реализовать ее.
Это относится и к образовательной организации, которая не в меньшей степени, чем семья влияет на раскрытие и реализацию одаренности детей. Большая работа проводится в настоящее время по раннему выявлению одаренности, организации образовательного процесса, способствующего развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (программа «Одаренный ребенок» и др.). Одаренность важна не сама по себе в какой-либо области, а то, как она будет реализоваться, на основе каких ценностей будет действовать одаренный человек, какова будет его гражданская позиция, социальная компетентность. Следовательно, особое внимание в работе с одаренными детьми должно уделяться формированию их социальному развитию.
Социальное развитие дошкольника - база, на которой будет выстроена социальная компетентность взрослого человека. Социальное развитие дошкольника - это целенаправленный процесс вхождения ребенка в социум, благодаря которому он учится осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается. Именно успешность социального развития определяет, как будет развиваться одаренная личность ребенка: с гармоничным или дисгармоничным типами развития.
Одаренные дети с гармоничным типом развития отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью, высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности. Одаренные дети с дисгармоничным типом развития характеризуются нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой. Высокий уровень отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180) почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических проблем.
Сила культуры заключена в ее порождающих и творческих возможностях (Л. С. Выготский). Овладение творчеством в любой сфере человеческой деятельности возможно только на основе достижений культуры, использовании ее памяти. М. С. Каган рассматривает прогресс в культуре как движение вперед и ввысь - «таково условие выживания человечества». Образ спирали, используемый для иллюстрации идеи прогресса, непосредственно относится и к культуре. Культура - это саморазвивающаяся система. И только личность с богатым творческим потенциалом способна стать творцом, влиять на культуру, жить в ней, активно присваивать и преумножать ее ценности.
Рассмотрение дошкольного детства с точки зрения растущего социокультурного феномена помогает объяснить социальную и личностную сущность становление и развития одаренности ребенка-дошкольника на современном этапе развития общества, которая характеризуется, одной стороны, чрезвычайной социальной активностью ребенка, а с другой - индивидуализацией, выражающейся в создании творческого продукта.
Эмоционально-смысловой доминантной развития одаренности дошкольников являются содержание основных сфер их жизнедеятельности, которыми являются познание, деятельность, общение и игра. Таким образом, понятие «развитие одаренности ребенка дошкольного возраста» можно рассматривать как многомерный феномен, который, имея биологическую и психическую основу, опосредован социокультурными факторами развития общества. Присвоение ребенком человеческой культуры и участие в творческой деятельности всегда носит деятельностный характер - он не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям жизни, выступает как активный субъект преобразования окружающей действительности, способный к созданию продуктов творчества и саморазвитию и самостроительству собственной жизни под руководством значимого взрослого.