Получи документы

Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста

Ольга Моздукова
Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Социокультурный феномен развития одаренности детей дошкольного возраста объясняется тем, что творческая самореализация личности приобретает всё большее значение в современных социокультурных условиях, когда высокоразвитое творческое мышление и активное, творчески инициативное отношение к явлениям окружающей действительности рассматривается в обществе как высшая ценность.

Публикация «Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Известно, что как на проявление детской одаренности, так и на ее сохранение и развитие большое влияние оказывают социальные условия, в которых находится ребенок. Прежде всего, это условия, созданные и поддерживаемые в семье. Равнодушие к особенностям развития ребенка со стороны родителей может привести к быстрому затуханию одаренности. И напротив, преувеличение проявляемых ребенком способностей, перекос в воспитании в сторону лишь выявленной одаренности, приводит к многочисленным проблемам, связанным с неразвитостью других сторон личности ребенка. И только адекватная оценка особенностей ребенка и создание условий для гармоничного развития деятельностной, мотивационной, интеллектуальной, социальной сфер его развития может привести к сохранению и совершенствованию одаренности и возможности наиболее полно реализовать ее.

Это относится и к образовательной организации, которая не в меньшей степени, чем семья влияет на раскрытие и реализацию одаренности детей. Большая работа проводится в настоящее время по раннему выявлению одаренности, организации образовательного процесса, способствующего развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (программа «Одаренный ребенок» и др.). Одаренность важна не сама по себе в какой-либо области, а то, как она будет реализоваться, на основе каких ценностей будет действовать одаренный человек, какова будет его гражданская позиция, социальная компетентность. Следовательно, особое внимание в работе с одаренными детьми должно уделяться формированию их социальному развитию.

Социальное развитие дошкольника - база, на которой будет выстроена социальная компетентность взрослого человека. Социальное развитие дошкольника - это целенаправленный процесс вхождения ребенка в социум, благодаря которому он учится осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается. Именно успешность социального развития определяет, как будет развиваться одаренная личность ребенка: с гармоничным или дисгармоничным типами развития.

Одаренные дети с гармоничным типом развития отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью, высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности. Одаренные дети с дисгармоничным типом развития характеризуются нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой. Высокий уровень отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180) почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических проблем.

Сила культуры заключена в ее порождающих и творческих возможностях (Л. С. Выготский). Овладение творчеством в любой сфере человеческой деятельности возможно только на основе достижений культуры, использовании ее памяти. М. С. Каган рассматривает прогресс в культуре как движение вперед и ввысь - «таково условие выживания человечества». Образ спирали, используемый для иллюстрации идеи прогресса, непосредственно относится и к культуре. Культура - это саморазвивающаяся система. И только личность с богатым творческим потенциалом способна стать творцом, влиять на культуру, жить в ней, активно присваивать и преумножать ее ценности.

Рассмотрение дошкольного детства с точки зрения растущего социокультурного феномена помогает объяснить социальную и личностную сущность становление и развития одаренности ребенка-дошкольника на современном этапе развития общества, которая характеризуется, одной стороны, чрезвычайной социальной активностью ребенка, а с другой - индивидуализацией, выражающейся в создании творческого продукта.

Эмоционально-смысловой доминантной развития одаренности дошкольников являются содержание основных сфер их жизнедеятельности, которыми являются познание, деятельность, общение и игра. Таким образом, понятие «развитие одаренности ребенка дошкольного возраста» можно рассматривать как многомерный феномен, который, имея биологическую и психическую основу, опосредован социокультурными факторами развития общества. Присвоение ребенком человеческой культуры и участие в творческой деятельности всегда носит деятельностный характер - он не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям жизни, выступает как активный субъект преобразования окружающей действительности, способный к созданию продуктов творчества и саморазвитию и самостроительству собственной жизни под руководством значимого взрослого.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Игры по развития речи детей дошкольного возраста МБДОУ№60 Воспитатель: Плиева А. Б. Владикавказ 2018г. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка,.

Книга из фетра для речевого развития и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Это необычные игрушки, которые развивают память, воображение, умение комбинировать и систематизировать. Игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми,.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Терлецкая Мария Павловна, отделение педагогических специальностей, специальность:.

Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.

Возможности пластилинографии для развития детей дошкольного возрастаВозможности пластилинографии для развития детей дошкольного возраста Это хобби? кому как. Для меня слепить из пластилина можно все и к любому занятию) Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское.

Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка Автор статьи: Носкова Ирина Александровна, воспитатель подготовительной к школе группы №1 комбинированной направленности муниципального.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. Особенности развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 10:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Моздукова (УИ 61965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД