Ирина Носкова
Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка
Автор статьи: Носкова Ирина Александровна, воспитатель подготовительной к школе группы №1 комбинированной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №38 комбинированного вида» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Тема: Игрушка – как социокультурный инструмент развития ребенка.
Публикация «Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка» размещена в разделах
Игрушка – великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности народа, эпохи, передаваемые другим поколениям.
Трудно переоценить значение игрушки для общества – она «зеркало культуры», посредством которого передается в особой свернутой форме состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки. Для взрослого игрушка – важнейшая помощница и составная часть образовательной среды, посредник общения малыша со взрослым и сверстником. А также средство обучения ребенка, его развлечения и даже лечения.
Для ребенка игрушка это источник радости, предмет для творчества, психологическое орудие овладения им предметным миром и собственным поведением, постижения сложностей человеческих взаимоотношений. Ребенок в игре серьезен и игрушка для него не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир. Игрушка должна быть вектором определяющим движение в направлении Добра, Красоты и Истины.
Зафиксированные в ряде образов современных игр и игрушек архетипы плотского бытия формируют новый мировой порядок, они рисуют картину мира последних времен, в которой игрушки превращаются в анти-игрушки.
В настоящее время в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими сериалами – покемоны, различные монстры, игрушки трансформеры (человек – робот, человек - машина, человек – чудище). Взрослые часто забывают, что игрушка закладывает первоначальные понятия о добре и зле, дает яркие, запечатляющие их образы, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование поведенческих аспектов ребенка.
Современные дети, для кого игра – это жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Изменилась и сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Игр не стало меньше, стало падать качество игры. Преобладают примитивные игровые формы – шалости, проказы, забавы, которые находятся на последней грани игры чаще переходящих в озорство и даже хулиганство.
Проведенные психологические исследования в детских садах показали, что в ответ на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей вообще не могли назвать ни одной игры, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры назвали игрушки (машины, куклы, трансформеры, большинство детей называли какие-то подвижные игры типа пряток, но правила игры смогли сформулировать лишь немногие. К сожалению исчезли групповые игры – «казаки - разбойники, жмурки, лапта и прочие».
Современный ребенок живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и 50 лет назад. Яркие обложки, разноцветная одежда, изобилие цветных карандашей, фломастеров и конечно невообразимая пестрота игрушек самых разных форм и назначений. Можно добавить и буйство красок экрана телевизора и компьютера. Окружающий мир игрушек наполнен разнообразными и недолговечными предметами. Ребенку трудно с этим справиться, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируется и представления и добре и зле. Неоправданное обилие игрушек вокруг малыша раздражает сенсорную систему ребенка и снижает творческий потенциал игры. Внешняя привлекательность игрушки становится важнее игрового применения, она прежде всего предназначена для имитационных, конкурентных, а не креативных (творческих) игр.
Сегодня в магазинах игрушек в подавляющем большинстве представлена игровая продукция, не отвечающая элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования физического здоровья, нравственного сознания ребенка, его интеллектуального развития и духовного благополучия. Чем совершеннее игрушка технически, тем более приближается она к типу точной модели машины, дома, животного, человека. Игра с такими игрушками пассивна и лишена творчества.
Настоящая игрушка должна быть проста и выразительна, радовать сердце и глаз чистыми линиями и естественными красками, чтобы побуждать ребенка к творчеству, а не к манипулированию ею. Хочется отметить, что никакие самые роскошные и дорогие игрушки не заменят живого и доброго общения с ребенком.