Елена Претцер
Социоигровые технологии в речевых играх старших дошкольников с ОВЗ как основа функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Шулешко Евгений Евгеньевич - философ, психолог, педагог-исследователь; создатель педагогической системы дошкольного и начального образования, решающей проблемы успешности в обучения для всех детей.
(Слайд №2) Усвоение грамоты, по мнению Е. Шулешко - итог всей разнообразной жизни ребёнка до семи лет. Обучая грамоте, взрослые помогают детям сделать новый шаг в их речемыслительном, речеобразном развитии; осознать себя членом новой общности - в обществе грамотных людей, что он говорит на родном языке (например, пишет по-русски). Обучение письму и чтению как средствам общения отвечает требованию естественного обучения, позволяет воздействовать именно на окружающую ребёнка обстановку, отличается от традиционного подхода прежде всего тем, что направлено на общую подготовку всех детей и каждого ребёнка к последующему школьному обучению.
Публикация «Социоигровые технологии в речевых играх старших дошкольников с ОВЗ как основа функциональной грамотности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Методику Шулешко называют по-разному: и “ровесническим образованием”, и “Обучение письму, чтению и счету”, а кто-то - социоигровым подходом, технологией к образованию. Главное то, что она помогает детям быть здоровыми, так как дошкольники 5-7 лет испытывают психологический комфорт в группе детского сада: -никто не будет ругать, если ответ неверный; -не нужно поднимать руку, чтобы ответить; -можно обсудить проблему с товарищами; -можно посоветоваться с педагогом. Дети учатся общаться не только со взрослыми, но и между собой. Овладение детьми грамотой осуществляется на основе использования знаковых объектов, которые становятся средствами построения совместной работы детей и являются одним из важнейших условий начальной организации обучения чтению, письму и счёту. Таким объектом относится и таблица «Аквариум». (Слайд №3)
Основным видом деятельности ребёнка является игра. «Аквариум» - является основным игровым моментом, который увлекает ребенка. Ребёнок воспринимает обучение не принужденно, как свободно выбранную им деятельность. Тенология «Аквариум» опирается на зрительную, слуховую и моторную наглядность, которые способствуют мобилизации разных видов памяти.
Алфавитная таблица «Аквариум» нужна детям на протяжении всего периода обучения. По ней они знакомятся с печатными буквами русского алфавита впервые недели занятий, в дальнейшем постоянно обращаются к ней при знакомстве с новым материалом, касающимся букв, слогов и слов.
По «Аквариуму» дети в игровой форме учат буквы и цифры, учатся ориентироваться на листе бумаги, различать и называть предметы по цвету, форме, размеру. Согласовывают разные части речи в соотношении предметов цифр и букв с числительными. Закрепляют понятие вверх, вниз, слева и т. д. Знакомятся с буквами алфавита, запоминают гласные и согласные, парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Составляют и преобразовывают слова путем замены или добавления звука. «Аквариум» способствует развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Дети учатся задавать вопросы, составляют предложения с простыми и сложными предлогами, придумывают истории и описательные рассказы о месторасположении букв, цифр.
В моей группе 20 человек, 17 из которых – мальчишки. Это разноршерстная, очень шумная, сложная группа и не только в речевом плане. Работать сначала было с ними очень сложно, тем более, что большая часть детей в ней – лидеры. Пробуя различные методики, разные способы нашли удивительное подспорье – «Аквариум» Шулешко Е. Е. очень помог в освоении грамоты, а затем и в налаживании положительных контактов между детьми, родителями и взрослыми. Именно эта технология помогла найти такой способ общения с детьми, при котором принудиловка уступила место увлечённости. (Слайд №4) «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» - говорил Букатов В. М.
Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Вот с этого и началось введение ее в жизнь нашей группы: от нахождения буквы, её месторасположения и до написания записок – шифровок друг другу.
Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста :
У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
У детей нет чувства страха за ошибку.