мадина малинина
Социо-игровой подход к организации методической работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимым условием повышения качества методической работы в ДОУ становится использование новых педагогических методов, средств, технологий. Одной из таких технологий, по нашему мнению, может выступать социо-игровая технология (авторы Е. Е. Шулешко, В. М. Букатов, А. П. Ершова, которую возможно использовать в целях придания обучающему процессу творческого начала, включения в него нестандартных креативных подходов, формирования умения рассуждать и находить обоснованное решение.
Темочки:
Термин «социо-игровая» состоит из двух частей: социо - обозначает малый социум (работа малыми группами); игровая – игровую деятельность (добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью – т. е. интерактивную).
Социо-игровой стиль родился на стыке гуманистических направлений в театральной педагогике и педагогики сотрудничества, которая уходит корнями в народную педагогику.
Идея социо-игровой педагогики восходит к разработкам Александра Нилла («Саммерхилл - воспитание свободой») и Симона Соловейчика («Учение с увлечением»). Отголоски зарождающейся социо-игровой педагогики можно найти и в Павлышевской школе Василия Сухомлинского.
В разные годы существенный вклад в разработку социо-игровых подходов вносили учителя-исследователи: Л. К. Филякина, С. В. Плахотников, М. В. Ганькина, Н. В. Жеребилова, Л. П. Аншукова, О. П. Травина и др.
Социо-игровая технология Е. Е. Шулешко, В. М. Букатова, А. П. Ершовой ориентирована на работу с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. Авторы социо-игровой технологии видят главную задачу обучения в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении учащимися их собственной личности. Достигаются эти задачи путем организации урока как игры-жизни между микрогруппами. Основная идея этой педагогики: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
В социо-игровой атмосфере педагог и дети с интересом обсуждают различные вопросы, умеют следить за ходом общего разговора и общего дела, умеют оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда нужно.
«Золотые правила» социо – игровой технологии (по В. М. Букатову) :
1 правило: Используется работа малых групп или, как их еще называют, «группы ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем возрасте - по 5-6 детей.
2 правило: «Смена лидерства». Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме: можно использовать различные игры, развивающие внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т. д.
6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.
Смысл основного вектора социо-игровой педагогики в том, чтобы воспитателям научиться слушать детей. По мнению авторов, им могут помочь в этом три социо-игровых постулата педагогического мастерства:
1. Не учить! Если большинство из привычных методик ориентированы на то, как лучше воспитателю объяснять, рассказывать, учить, то в социо-игровой педагогике учителям и воспитателям надо прежде всего учиться не столько объяснять на своих занятиях, сколько… молчать! Потому что их задача на занятии в том, чтобы не учить, но создавать ситуации, когда дети начинают учиться, то есть учить себя сами!
2. 133 зайца. В народе как говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь, из которых пять будут науке неизвестны». Другими словами - нечаянная радость. Ну а если только за одним зайцем гоняться, то КПД будет малым. А то и вовсе нулевым…
3. Не бояться быть идиотом. Обычно попадать в идиотское положение никто не любит. И педагоги ничуть не меньше других. Чем иногда своей работе вредят.
Авторы социо-игровой технологии использовали некоторые приемы и упражнения на семинарах в рамках повышения квалификации учителей-предметников. В. Букатов отмечает, что подобные упражнения открывают возможность личных, глубоко субъективных ассоциаций и пониманий, которые взаимообогащают всех участников. И хотя у учителей в этих упражнениях возникают совершенно иные ассоциации, нежели у школьников, но они возникают обязательно у всех!
В. Букатов в книге «Нескучные уроки» приводит записи встреч-заседаний методического практикума для аспирантов и молодых учителей, на которых, работая в микрогруппах, участники разрабатывали разные варианты социо-игровых упражнений. Такая работа повышала инициативность участников семинара и побуждала их разработке уже своих методических приемов социо-игровой направленности.
Мы используем социо-игровой подход к организации методической работы в ДОУ. Нами были проведены методические мероприятия с использованием социо- игрового технологии : педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи», итоговый педсовет, творческая встреча с родителями «Семейные традиции», семинар-практикум «Социо-игровая технология в образовательной деятельности детского сада " и другие.
Мероприятия с использованием социо-игровой подхода мотивируют педагогов на осознанное, естественное желание больше узнать по теме мероприятия, у педагогов развивается умение свободно обсуждать возникающие педагогические проблемы, следить за развитием общего разговора, связанного с педагогической деятельностью, за ходом общего дела на мероприятии, оказывая друг другу нужную взаимопомощь. Социо-игровая деятельность увеличивает продуктивность работы педагогического коллектива.
На каждом мероприятии в соответствии с социо-игровой технологии используется работа в микрогруппах. Имея конкретную цель работы, каждый член группы привносит в деятельность свои знания и умения, стратегии и тактики выполнения заданий. Это позволяет педагогам делиться друг с другом своими ресурсами в процессе общения, а также заниматься творчеством.
Работа в микрогруппах нейтрализует давление лидеров на тех, кто не очень активен. Работа малыми группами позволяет каждому педагогу найти наиболее выгодные условия для поддержания делового общения с членами группы. При осуществлении взаимодействия внутри микрогрупп и микрогрупп между собой, педагоги ориентируются в равной мере на творчество, диалог и рефлексию.
В своей работе мы используем способы (методы) организации социо-игровой деятельности, предложенные Ю. А. Власовой, преподавателем Екатеринбургского экономико-технологического колледжа: метод импровизации, метод студенческой самостоятельности, метод организации жизненной ситуации между микрогруппами и одновременно в каждой из них, метод сочетания обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен, метод смены темпа и ритма.
Выстраиваем методическую работу с педагогами в соответствии с компонентамисоцио-игровой деятельности.
1. Способность к сотрудничеству. Данный компонент учитывает коммуникативные особенности социо-игровой деятельности при планировании и проведении методического мероприятия : умение высказывать свои мысли, обращать внимание и понимать суть предложений участников микрогруппы, уметь конструктивно критиковать свои и чужие идеи, способствуя принятию общего решения. Немаловажно, что каждый педагог понимает условие задания по-своему, видит смысл в идее других членах микрогруппы. Обмениваясь смыслами согласно принципам организации полилога С. Ю. Степанова, составляется полное представление о возникшей проблеме и возможностях ее решения. Поэтому способность педагогов к сотрудничеству положительно сказывается на результатах, как конкретного мероприятия так и педагогической деятельности ДОУ в целом.
2. Процессуальная мотивация. Процессуальная мотивация обеспечивает вовлеченность педагогов в поиск решения заданной задачи. Процессуальную мотивацию соотносят с такими личностными качествами как удовлетворенность деятельностью, целеустремленность, настойчивость, упорство, увлеченность, сила воли. Структура мероприятия выстраивается так, чтобы следующий его этап для педагогов оставался загадкой, что пробуждает интерес и увлеченность и, как следствие, удовлетворенность деятельностью. Чтобы возникла именно эта увлеченность, которая способна стимулировать творческие силы, на мероприятии обязательно должно быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности, и в смене мизансцен.
3. Двигательная активность. Все люди изначально обладают весьма большими креативными ресурсами. Ученый по проблеме креативности Джон Лерер утверждает, что «мы можем восстановить свою способность к творчеству, утраченную в процессе взросления. Для этого нам нужно всего лишь притвориться детьми». Двигательная активность на занятии, организованная и в микро- и макромасштабе, позволяет задействовать такие качества личности как смелость, открытость и творческие способности. Именно этот компонент социо-игровой деятельности будет способствовать восстановлению и развитию креативности, утраченной в процессе взросления.
Использование социо-игрового подхода к организации методической работы в ДОУ способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, положительно влияет на эффективность и качество усвоения ими знаний, способствует развитию субъектной позиции педагога в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что использование социо-игровой технологии направлено на получение нового результата, помогает решать педагогические задачи, учит и детей, и взрослых самостоятельно добывать знания. Важно, что при этом каждый получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха. Оригинальность социо-игровой технологии в ее универсальности. Универсальность методов и приёмов социо-игровой технологии заключается в том, что их можно использовать, решая разнообразные задачи, как на разных этапах, так и на отдельно взятых мероприятиях, возможно применять в работе со взрослыми людьми, имеющими свой собственный социальный опыт, свое мировоззрение.
Список литературы:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии. — СПб. : Школьная лига, 2013. – 240 с.
2. Букатов В. О бабочке социо-игрового стиля
[Электронный ресурс], -https://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/60
3. Учебно-методические рекомендации для проведения занятий с использованием социоигровой деятельности в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014. – 80 с.