Анастасия Рябоконь
Комплексный подход в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в рамках проекта «Дети и дорога»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Хочу начать свое выступление со следующих слов:
Одна спасённая детская жизнь – несколько поколений в будущем. Значит, есть ради чего жить, учить, воспитывать.
Слайд 2 Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются миллионы дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения и травмы. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. Сами родители осознанно нарушают Правила дорожного движения при детях.
Публикация «Комплексный подход в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в рамках проекта „Дети и дорога“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Слайд 3 На слайде представлен мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД (сентябрь 2018 г). Основная задача которого: определение того, насколько ребенок подготовлен к выполнению своих социальных ролей в процессе общения с улицей. И результаты анкетирования родителей. Цель которого: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию знаний родителей (законных представителей) и детей Правилам дородного движения.
Из результатов видно, что возникает потребность в разработке и реализации проекта «Комплексный подход в организации работы по профилактике дородно-транспортного травматизма в рамках проекта «Дети и дорога».
Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения.
Слайд 4 В чем заключается новизна?
Система деятельности ДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Слайд 5 Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй представлена на слайде.
Слайд 6 Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения
как на дороге, так и в транспорте.
Задачи:
• обучать детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков;
• прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги;
• воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения;
• создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
• с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
• активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей, общественности.
Слайд 7 Прогнозируемый результат:
• Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
• Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
• Привитие у детей устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
• Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
• Дети, родители будут не только сами соблюдать правила дорожного движения, но также привлекать к этому сверстников, людей.
Срок реализации: Сентябрь 2018 – август 2019г.
Слайд 8
В своей работе по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах мы использовали принципы:
• Доступность (учет возрастных особенностей; адаптированность материала к возрасту)
• Систематичность (достижение цели обеспечивается решением комплекса задач развивающей, образовательной и воспитательной)
• Последовательность (постепенная подача материала от простого к сложному)
• Дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения материала)
Слайд 9
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, видеотеки)
2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)
3 этап – заключительный (спортивный праздник «Папа, мама, я — соблюдаем ПДД всегда».)
Слайд 10 План реализации проекта
В реализации поставленных цели и задач по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах, в условиях ДОУ, мы использовали определенные формы, методы и приемы.
Методы и приемы работы с педагогами.
1. Семинары. (добавить на слайды фото сертификата)
2. Консультации. (добавить на слайды фото консультаций разложенных веером)
3. Открытые занятия. (добавить на слайды фото занятия)
4. Изучение новинок методической и детской литературы по ПДД. (добавить на слайды фото и список)
Слайд 11 С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста применяем игровые технологии, т. к. они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги используют самые разнообразные игры:
• с элементами физических упражнений и спорта – (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка);
• ролевые игры – (форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Все эти действия в игре отрабатываются до автоматизма - приобретения навыка);
• театрализованные и игры-драматизации – (объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.);
• дидактические - (требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Собери дорожный знак», «Дорожный узелок» знакомство с новым знаком и т. д);
• с использованием макетов – (дети играют с удовольствием, рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию)
Слайд 12 В группе оборудован уголок безопасности дорожного движения, где сосредоточен весь практический материал: различные тематические планшеты, кроссворды, ребусы, яркие иллюстрированные плакаты, атрибуты для развертывания всевозможных увлекательных ситуаций. Имеется комплект дорожных знаков, игрушки – автомобили, принадлежности регулировщика: пилотка, рубашка с погонами, жезл, свисток – сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; детские работы. Удачно используются напольный строительный материал, ковровые покрытия с нарисованной дорожной разметкой.
Слайд 13 Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыку.
Слайд 14 Акции (с пешеходами). Акции (листовки).
Слайд 15 Фотоакции.
Слайд 16 Неотъемлемой частью образовательной работы являются целевые прогулки. Прогулки по дорогам города в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомлю детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. На прогулках наблюдали за движением транспорта, пешеходов, различали транспортные средства по названию и величине (большой и маленький, легковой автомобиль, автобус, узнавали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по проезжей части, устанавливали простейшие причинно-следственные связи в окружающем. В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.
Во время экскурсий по улицам города обращали внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов, при этом, следила за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Наблюдения сопровождала рассказом, художественным словом, выслушивала рассказы детей о ситуациях, произошедших с детьми на дороге из личного опыта. Также в детском саду проходили и виртуальные экскурсии, которое помогали детям оценить различные ситуации на дороге и вне.
Слайд 17 Проведена большая работа: беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, заучивание стихов, чтение художественной литературы организованы дидактические, подвижные, сюжетно ролевые игры. Оформлена выставка рисунков.
Слайд 18 Данные игровые макеты представляют собой наглядные пособия. Так как наглядно действенное мышление у детей является одним из важнейших компонентов восприятия, то и предлагаемый детям материал должен быть интересными, яркими и пробуждающими любопытство. Все предметы макетов, представленные на слайде, съемные, что очень удобно. Макеты можно использовать для сюжетно-ролевых игр, для изучения правил дорожного движения и знаков, ориентировке в пространстве, решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части.
Слайд 19 Для повышения уровня знаний правил безопасности дорожного движения проходит тесное сотрудничество с центром Орион. Ребята с большим интересом посещают увлекательные и познавательные занятия. А также принимают участие в городских конкурсах.
Слайд 20 В рамках нашего ДОУ был организован конкурс рисунков среди детей старшего дошкольного возраста, направленный на актуализацию знаний правил безопасного поведения, реализацию творческого потенциала, укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами ДОУ
Слайд 21 Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении дошкольников, мы решили использовать их в работе по ознакомлению детей с ППД. Встреча с героями сказок несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность обучения. Использование таких форм, как театрализация повышает интерес детей к безопасности дорожного движения.
Слайд 22
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие. Родители привлекались к участию в мероприятиях, посвященных безопасности дорожного движения, оснащению уголка дорожной безопасности. Проводилось анкетирование родителей по вопросам безопасности дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, осуществляется целенаправленное взаимодействие с родителями, стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей.
Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста в обучении дошкольников Правилам дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, в работе с родителями мы используем следующие методы и приемы:
1. Информационно - аналитические формы
2. Познавательные формы
3. Досуговые формы
4. Наглядно - информационные
Слайд 23 С этой целью:
- в уголке для родителей разместили материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
Слайд 24 - на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивали моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
Слайд 25 - оформили тематический информационный стенд, папки -передвижки: «О значении обучения детей ПДД», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»
Слайд 26 - привлекли родителей для участия в проектной деятельности.
Результаты нашей работы
• разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;
• созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по профилактике ДДТТ; Пополнены групповые уголки безопасности атрибутами, макетами, наглядным пособием. В доработке дидактические игры. Активно ведется пропаганда по соблюдению ПДД среди родителей.
• установлены прочные связи с детским юношеским центром «Орион»; Дети посещают занятия в Орионе. Участвуют в конкурсах организации. И стали победителями в "Городском конкурсе для воспитанников ДОУ "Правила дорожные детям знать положено", конкурс проводился 27 февраля 2019 года.
• проведен цикл мероприятий по ПДД (занятия, беседы, прогулки);
• разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения; уровень усвоения дорожной грамоты воспитанниками на середину 2018 – 2019 учебного года составляет 82%;
Работа над данным проектом продолжается.