лихачева надежда
Социальный проект «Осенние сюрпризы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Осенние сюрпризы»
Актуальность проекта : Природа щедра на сюрпризы, которые могут быть полезными, красивыми, вкусными. Особенно щедра на подарки осень. Сколько красивых и ярких цветов расцветает у людей в садах, сколько вкусных овощей и фруктов созревает в огородах, а деревья могут менять окраску своих листочков. Природа преподносит нам много даров, не требуя никаких усилий от человека. Это и грибы, и ягоды, и лекарственные травы. Каждый из нас, должен беречь и любить природу. Прививать эти качества должны с самого раннего возраста человека. Поэтому к этой проблеме в детском саду мы обращаемся постоянно, рассматривая её с детьми со всех сторон. Чтобы у ребенка возникло желание охранять и беречь природу, он должен научиться видеть всю её красоту и понимать ценность для человека.
Публикация «Социальный проект „Осенние сюрпризы“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Цель проекта : Познавательно-творческая деятельность детей по изучению природы в осенний период времени. Создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание, формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыках безопасного сбора. Закрепить ранее полученные знания детей; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми.
Задачи проекта :
- формировать познавательный интерес к окружающему миру у детей;
- обогащать представления детей о фруктах и овощах: названиях, вкусе, запахе, цвете, форме;
- формировать представления детей о витаминах, которые находятся в овощах и фруктах;
- формировать у детей представление о значимости здорового питания;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- развивать устойчивый интерес к окружающему миру;
- воспитывать бережное отношение к природе, стремление беречь и охранять её.
Целевая группа: дети старшей группы 5-6 лет, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта : краткосрочный, 22.09.2023-19.10.2023г.
Ресурсы проекта : дети, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, наглядный материал, предметно-пространственная среда ДОУ, ресурс интернета.
Тематические альбомы: «Фрукты», «Овощи»; Лото, Домино, Художественная литература, трафареты «Овощи, Фрукты», раскраски, Настольно-печатные игры.
Коррекционно-развивающая и социальная значимость проекта
Данный проект рекомендован педагогам дошкольных учреждений, родителям. В проекте представлена примерная модель взаимодействия педагогов по определенным темам и представлено содержание коррекционной работы детей с учителем-логопедом. Коррекционно-развивающая направленность всех педагогических мероприятий и комплексный подход педагогов, родителей помогут сформировать у детей с ограниченными зрительными и речевыми возможностями необходимые знания и умения, которые будут использованы при обучении в школе и в дальнейшей повседневной жизни, как основы здорового образа.
Разработанный практический материал (перспективное планирование, подбор дидактических игр и пособий) могут быть эффективно использованы в группах дошкольного учреждения, работающих по данной теме.
Новизна и уникальность проекта
Личная включенность каждого ребенка в реализацию проекта посредством исследовательской и художественно-творческой деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта (качественные показатели)
-пополняется словарный запас;
-расширяются и углубляются знания об осени, её дарах и признаках;
-формируется устойчивый интерес к наблюдениям за явлениями в природе;
-обогатился социальный опыт детей через различные виды деятельности;
-вовлечение родителей и детей в творческий процесс группы;
-формируется бережное отношение к природе.
Теоретическое обоснование проекта
Осень – прекрасное время года, когда природа поражает своими красками и переменами. Детям данного возраста интересно узнать, что происходит с окружающим миром в это время и какие игры можно играть на свежем воздухе в эту пору.
В данном проекте приведены ряд увлекательных игр, образовательных заданий и интересных фактов про осень, чтобы помочь детям пополнить свои знания о мире и развить свою фантазию и творческие способности.
Осень – время сбора урожая. Дети с удовольствием будут помогать собирать овощи и фрукты, они смогут наблюдать разнообразие цветов и запахов плодов природы. В процессе сбора фруктов можно задавать вопросы, например, они знают, что растет на деревьях, а что на кустах? Что такое плоды и зачем они нужны растениям? Эти вопросы помогут детям понять, что осень – это не только изменение цветов и падение листьев, но и время для созревания и сбора урожая.
Объяснение детям, что такое осень, важно по нескольким причинам:
Развитие речи. Общение с ребенком на тему осени помогает ему улучшить свои навыки общения и развить речь. Рассказывая о осенних явлениях, родители помогают малышам расширить свой словарный запас и научиться выражать свои мысли более точно.
Познавательный аспект. Ребенок, изучая разные сезоны, понимает, что мир меняется и то, что он видит и чувствует, зависит от времени года. Объяснение детям, что такое осень, помогает им понять, почему на улице стало прохладно, почему деревья теряют листья и почему некоторые животные и насекомые готовятся к зимнему сну или улетают в теплые страны.
Развитие творческого мышления. Объяснение детям, что такое осень, может включать игры, рисование и создание поделок, связанных с осенними мотивами. Это помогает развить у детей творческое мышление, воображение и мелкую моторику.
Понимание осени и ее особенностей важно для детей данного возраста, так как это помогает им осознать и принять изменения, происходящие в окружающем мире, и также позволяет им насладиться всеми радостями и удовольствием, которые может дарить этот сезон.
План реализации проекта
Этап Сроки реализации Наименование мероприятия Исполнители
Подготовительный 22.09.23-29.09.23 Формулирование цели, задач, ожидаемого результата проекта.
Изучение методической литературы.
Подбор наглядно методической, художественной и познавательной литературы, иллюстраций (Приложение 1). Воспитатели,
Логопед,
Музыкальный руководитель.
Основной 02.09.23-19.10. 23 Беседы:
«Осенние сюрпризы», «Красивые деревья - вкусные плоды», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Овощи».
Дидактические игры: (Приложение 2)
«Угадай по запаху», «Один-много», «Шкатулка с осенними сказками», «Подбери действие», «Чьи листья», «Целое и часть», «Две корзинки», «Запасы зверей». Лото «Фрукты и овощи».
Сюжетно-ролевые игры:
«Прогулка в осеннем лесу», «Сварим щи на обед», «Варим мы компот», «Магазин овощей и фруктов», «Уборка урожая».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Найди пару», «Капли дождя», «Прыжки по кочкам», «Ветерок», «Осенний букет».
Пальчиковая гимнастика:
«В нашем огороде», «Капуста», «Репка», «Осенние листья», «Пальчики-братики»,
«Будем мы варить компот».
Конструирование из строительного материала:
«Ящики для хранения овощей»
Рассказывание стихотворений по мнемотаблицам:
«Листопад», «Осень, осень к нам пришла».
Чтение художественной литературы:
Чтение Е. Благинина «Здравствуй осень», Л. Н. Толстой «Яблоня», В. Сутеев «Мешок яблок», Н. Носов «Огурцы». Стихи Ю. Тувим «Овощи».
Коллективная аппликация:
«Корзина овощей и фруктов»
Рисование:
«Разноцветный ковер из листьев»
Взаимодействие с семьё й:
Участие в выставке творческих работ «Дары осени».
Консультации «Наблюдения осенью»,
«Овощи и фрукты – ценные продукты».
Создание методического пособия с заданиями.
Проведение итогового занятия на тему: «Осень». Воспитатели,
Логопед,
Музыкальный руководитель.
Заключительный 16.09.23-19.10.23 Оформление выставки творческих работ из осенних листьев «Осенние фантазии», выставка творческих работ «Дары осени». Подведение итогов. Презентация проекта. Создано методическое пособие с заданиями (Приложение 3). воспитатели
Описание этапов реализации проекта
1 Этап – Подготовительный (22.09.23-29.09.23)
Определение актуальности проекта. Формулировка цели, задач, ожидаемого результата проекта. Предварительное изучение и анализ специальной литературы, создание картотеки, подбор материала по теме проекта, подбор диагностического материала.
2 Этап – Основной – реализация мероприятий, запланированных в рамках проекта (02.09.23-19.10.23)
- Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
- Проведение занятий, бесед с детьми.
- Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
- Оформление выставок рисунков и аппликаций детей.
- Оформление выставки творческих работ «Дары Осени».
3 Этап – Заключительный (16.09.23-19.10.23)
Подготовка отчета.
Обобщение и распространение опыта.
Организация выставок, рисунков и аппликаций детей.
Создание и презентация проекта.
Анализ и оценка результатов проекта
Проект полностью реализован. Расширились и обогатились знания детей о фруктах, овощах. Расширились и обогатились знания детей о фруктах и овощах.
Пополнился словарный запас детей.
Расширились коммуникативные и творческие способности детей. Дети научились любить и беречь природу. Знают правила безопасного поведения в огороде, в саду, в лесу. Испытывают благодарность к людям, которые благодаря своему труду, получают урожай.
Пополнился словарный запас детей.
Расширились коммуникативные и творческие способности детей. Дети научились любить и беречь природу. Знают правила безопасного поведения в огороде, в саду, в лесу.
Перспективы развития и применения проекта в инклюзивном образовании
Проект может быть использован в условиях детских садов, школ, логопунктов.
Система контроля качества и результативности проекта
Презентация проекта на методическом объединении воспитателей и учителей-логопедов; размещение на электронном портфолио.
Механизмы трансляции опыта: интернет - ресурсы, педагогический совет.
Список литературы:
1.«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л. Б. Фесюкова Харьков 2008
2.«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981.
3. «Логопедические домашние задания» серия альбомов. Н. Э. Теремкова; Гном, 2017 г.
4. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН Развитие графомоторных функций Л. В. Лазаренко Коррекционная педагогика (Владос)
5. Короткова Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2009.
6. Материалы из Интернета.
Приложение 1
Приложение 2
Конспект дидактической игры «Узнай по запаху».
Дидактические задачи:
1. Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств – обоняния.
2. Продолжать развивать обоняние, умение различать запахи и соотносить их с речевой формой описания.
3. Познакомить с ароматерапией.
4. Развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Игровые правила:
1вариант: определить запах предмета в пробирке, дать определение запаху, найти этот предмет на столе.
2вариант: познакомится с предметом, определить его запах, найти такой же запах среди пробирок.
Оборудование: пробирки с крышками, ванилин, огурец, шоколад, валерьянка, лук, кофе, духи, ромашка, лаванда, хвоя сосны, апельсин, чеснок, мята.
Ход игры:
Запах хлеба,
Запах меда,
Запах лука,
Запах роз
Различить поможет … (нос)
-Зачем человеку нос? Какую работу выполняет он?
-А какие запахи бывают (Приятные, неприятные, резкие, ароматные, вкусные, отталкивающие, горькие, сладкие, раздражающие, резкие, насыщенные, свежие, бодрящие, легкие)
-Я хочу вам предложить поиграть в игру «Угадай по запаху»
Вам необходимо выбрать любую пробирку, определить запах предмета, который находится в пробирке, дать определение запаху, а потом назвать сам предмет. На столе лежат подсказки – это те предметы, которые находятся в пробирках.
-Для того, чтобы почувствовать лучше запах или как еще говорят услышать, я предлагаю вам закрыть глаза.
(Дети выполняют задание)
-А вы знаете, что некоторые растения помогают даже своим запахом. Есть даже целая наука – ароматерапия.
-Запах чеснока, например, защищает от простуды и гриппа;
Мята - восстанавливает силы и помогает справиться с кашлем;
лаванда – помогает уснуть,
апельсин - поднимает настроение, улучшает аппетит;
хвоя сосны - успокаивает и помогает справиться с кашлем
герань - устраняют беспокойство, повышает работоспособность
-А сейчас я предлагаю вам познакомится с запахами этих растений, и найти пробирку с таким же запахом.
(Дети выполняют задание)
-В какую игру мы с вами играли?
-Понравилась вам игра?
-В следующий раз мы с вами познакомимся с запахами других предметов и растений.
Приложение 3
Конспект занятия на тему: «Осень».
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам сказку. Слушайте:
Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку. Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. А как вы думаете, какими становятся листочки?
Дети: Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.
Воспитатель: Правильно это краски осени. А давайте немного пофантазируем, представим, что наши ладошки это наши волшебные палочки, красивыми и легкими мазками влево, вправо, вверх, вниз, мы разрисовываем листочки, и они приобретают волшебный цвет.
И вот наши волшебно-разноцветные листочки подхватил ветерок, закружил и медленно опустил их на землю и застелил наши дорожки разноцветным ковром, а кто мне может сказать, как называется это явление, когда листочки опадают с деревьев?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Правильно. Ребята смотрите к нам в группу прилетели наши листочки, как мы с вами представляли, вот сколько волшебных красок принесла нам осень, желтые, красные, оранжевые листочки, коричневые, ой посмотрите, а это что за листочек, на нем что-то написано, кто это из нас нафантазировал такой интересный листочек, давайте скорее прочтем что же там. (зачитывает)
«Настала, чудная пора –
В путешествие пора.
Вы корзиночки возьмите,
За подарками идите»
Осень
Так это же сама Осень приглашает нас совершить путешествие. Вы готовы?
Дети: дааа
Воспитатель: Тогда начнем наше путешествие, а на чем можно путешествовать, можно путешествовать пешком. Вы готовы отправиться в путь? (Да). Тогда начнем наше путешествие по осенней дорожке.
«По осенней дорожке
Шагают наши ножки.
По кочкам, по кочкам,
По желтеньким листочкам.
Мы все лужи обошли
И на станцию пришли».
Станция «Урожайная».
Как вы думаете, что можно делать на станции с таким названием?
Дети: собирать урожай.
Воспитатель: Верно, а урожай чего?
Дети: овощей и фруктов
Воспитатель: правильно, а где у нас растут фрукты?
Дети: на деревьях
Воспитатель: а где именно
Дети: в саду
Воспитатель: Правильно, а овощи?
Дети: на грядках
Воспитатель: где?
Дети: в огороде
Воспитатель: Молодцы, все узнали и можем отправлять на сборы урожая. Но что такое посмотрите ребята, кто то уже собрал все овощи и фрукты и перемешал их. Надо навести порядок и разложить все по местам. Справимся?
Дети: ДААА
Воспитатель: Итак корзина для мальчиков и корзина для девочек, мальчики собирают овощи, а девочки фрукты. Готовы, начинам.
Воспитатель: Молодцы с заданием справились. Ребята давайте подумаем, вспомним, что можно приготовить из овощей и фруктов?
Дети: сок, варенье, желе, компот, кисель, салат…
Воспитатель: Замечательно, подумайте, не торопитесь. Ответьте, как будет называться сок, сделанный из фруктов – фруктовый, из овощей – овощной. Хорошо, а как будет называться сок из яблок-….
Дети: яблочный
Воспитатель: варенье
Дети: яблочное
Воспитатель: из апельсинов сок
Дети: апельсиновый
Воспитатель: А варенье
Дети: апельсиновое
Воспитатель: из груши варенье?
Дети: грушевое
Воспитатель: А сок
Дети: грушевый
Воспитатель: из помидор варенье?
Дети: … не варят…
Воспитатель: хорошо, а сок
Дети: … томатный
Воспитатель: молодцы, правильно. У помидора есть еще одно название томат. Поэтому сок получил название томатный, считалось что это более красивое название, чем помидорный.
Воспитатель: Молодцы. Потрудились хорошо, урожай собрали, варенье и сок заготовили. А кто мне может сказать, почему надо есть много овощей и фруктов?
Дети: они полезны, в них много витаминов.
Воспитатель: Правильно, а кто нибудь знает, какие есть витамины?
Дети: витамин А, В,С
Воспитатель: а в каких овощах и фруктах содержится витамин А и чем он полезен знаете?
Дети: Морковь, капуста, помидор, чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы.
Воспитатель: Витамин В
Дети: свекла, яблоки, банан, репа. чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, хорошее настроение
Воспитатель: А витамин С?
Дети: апельсин, лимон, лук, чтобы быть здоровыми! и не простужаться.
Воспитатель: молодцы. а если употреблять в пищу только один витамин, можно оставаться здоровым?
Дети: Нетт.
Воспитатель: Значит делаем вывод, надо есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины полезные для нашего организма. Да?
Дети: ДААА.
Воспитатель: здорово, вот какая полезная станция была, а мы можем дальше отправляться путешествовать. Как вы думаете, на чем можно путешествовать.
Дети: поезд, самолет, корабль, машина…. (дети выбирают транспорт и отправляемся далее) самолет
Физкультминутка для перехода к следующему заданию.
Дружно сели в самолет,
Отправляемся в полет.
Самолет загудел,
Самолет полетел,
На полянку тихо сел.
Воспитатель: Ребята, мы прибыли на станцию «Отвечай-ка». Как вы думаете, почему так называется станция?
Дети: Нужно будет отвечать на вопросы
Воспитатель: Правильно, осень приготовила нам вопросы, только будьте внимательны осень та еще выдумщица. Если в вопросе звучит правильное высказывание, то мы отвечаем ДА, если не верное, то соответственно нет. Давайте попробуем: К нам сейчас пришла Зима? Дети: нет,
Осень в гости к нам пришла? дети: дааа.
Воспитатель: Молодцы. Все поняли можно начинать
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Отлично! Справились на отлично. Я думаю у осени больше вопросов нет. И мы можем двигаться дальше. На чем мы дальше поедем?
На машине:
Би - би - би - гудит машина.
(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук - тук - тук - мотор стучит.
(ритмично хлопают руками)
- Едем, едем, едем, едем, -
Он так громко говорит.
(ритмично потопывают ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу - шу - шу - они шуршат.
(потирают ладони)
Быстро катятся колеса.
Та - та - та - вперед спешат.
(делают ритмичную «вертушку» руками)
Воспитатель: итак, мы прибыли на следующую станцию под названием «Собирай-ка»
Интересно, а что мы будем делать на станции с таким названием. Ведь овощи и фрукты мы уже собрали. Корзинки стоят, ни чего не понимаю. Наверное, осень, что то перепутала. Что мы можем еще собирать в корзинки?
Я не знаю, а вы?
Дети: ягоды…
Воспитатель: ягоды? а где7 в огороде ягоды давно закончились
Дети: в лесууу
Воспитатель: Точно, как же я могла забыть. А какие ягоды мы можем собрать в лесу осенью. А вот какие:(достает из корзинки карточки с изображением ягод, на обратной стороне написана загадка)
На колючем кустике
Желтенькие бусинки.
Наступила осень тихо,
И созрела (Облепиха)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины — (Черника)
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая (Клюква)
В лес ходили мы не зря –
На болотных кочках
Ягод цвета янтаря
Там набрали сочных.
Так и просится в лукошко
Эта чудная (Морошка)
Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится - не даст простудиться.
В лес иди-ка - там ягодка. (Брусника).
Кто те ягоды не знает,
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода? - (Калина)
Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине Чернее ночи — ягода
Да сильный яд во мне (вороний глаз)
посмотрите ребята это ядовитая ягода, ее кушать нельзя можно отравиться. Так что когда будете в лесу, сначало внимательно посмотрите, спросите у взрослых, а потом только кушайте. Эта ягода очень похожа на какую вкусную ягоду?
Дети: на чернику
Воспитатель: именно, ее можно спутать с черникой, поэтому будьте внимательны и осторожны в лесу. Молодцы.
А вот смотрите есть еще одна ядовитая ягода ее зовут волчье лыко, а она на какую ягоду похожа?
Дети:.
Воспитаель: Правильно, будьте внимательны, в лесу без разрешения взрослых ничего трогать, а тем более кушать нельзя. Запомнили?
Дети: ДААА
Воспитаель: Здорово, вот сколько ягод мы насобирали в лесу. Но здесь еще одна корзинка, а что мы можем собирать в лесу еще кроме ягод?
Дети: грибы….
Воспитатель: Конечно. Смотрите какая чудесная полянка у нас появилась и грибов много разных, ну что готовы наполнить нашу чудесную корзинку?
Дети: дааа….(дети собирают съедобные грибы, оставляют не съедобные)
Воспитатель: Молодцы, вот сколько грибов собрали. А вы знаете как они называются?
Дети: называют
Воспитатель: Ой, смотрите тут же еще остались грибочки, такие красивые… почему вы их не взяли?
Дети: Потому что они вредные, их кушать нельзя, так как можно отравиться.
Воспитатель: А вы знаете как они называются?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Молодцы, какие, значит, если они не съедобные их можно сорвать и выкинуть или ногой растоптать что бы ими ни кто не отравился.
Дети: неттт, не надо, ими питаются животные
Воспитатель: животные? А какие животные?
Дети: отвечают
Воспитатель: Правильно молодцы. Итак, есть грибы съедобные, а есть не съедобные для нас, но очень полезны животным, они не только их едят, но и ими лечатся.
Вот какая интересная станция была, понравилось вам?
Воспитатель: Очень хорошо. Но, а наше путешествие подходит к концу. Хочу сказать вам спасибо, вы все прекрасно потрудились. Вы сегодня очень постарались. Давайте вспомним что, мы с вами сегодня узнали во время нашего путешествия.
Что нового вы сегодня узнали или увидели?
Как называется явление, когда падают листья?
Какие дары приносит людям осень?
Какие есть грибы?
Молодцы! Смотрите, а это еще не все, вот стоит большая корзина, а на ней опять большой красивый листок. Аааа это прощальное послание от осени.
«Очень дружно вы играли,
Мой подарок отыскали.
Мне пришла пора прощаться
Восвояси возвращаться.
До свидания друзья,
Скоро к вам придет зима…»
Воспитатель: а вот и подарки, что это ребята?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: давайте скорее угощаться такими вкусными и полезными подарками осени.
Спасибо за внимание.