Приложение МААМ

Социально-психологический тренинг общения для подростков «Давайте понимать друг друга с полуслова»

Стрелкова Татьяна
Социально-психологический тренинг общения для подростков «Давайте понимать друг друга с полуслова»
▼ Скачать + Заказать документы

ГГБУ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Бельского района

Тверской области

Социально-психологический тренинг общения

«Давайте понимать друг друга с полуслова»

Возрастная категория - подростки

Составила:

Педагог-психолог

Т. А. Стрелкова

РФ, г. Белый

Декабрь, 2017

Пояснительная записка

Публикация «Социально-психологический тренинг общения для подростков „Давайте понимать друг друга с полуслова“» размещена в разделах

Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей.

Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения.

Проведение тренинга коммуникативных умений по представленной программе способствует воспитанию активной, коммуникабельной, творческой, успешной личности.

Тренинг общения для подростков

«Давайте понимать друг друга с полуслова»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности несовершеннолетних правонарушителей.

Задачи:

• расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

• улучшение уровня коммуникации; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

• овладение навыками эффективного слушания;

развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу;

• умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь;

• закрепление новых стереотипов межличностного поведения учащихся;

• развитие чувства «мы», группового единства; закрепление навыков взаимодействия в команде.

Оборудование: стулья по количеству участников тренинга; флип-чарт; косынки - повязки на глаза – 3 шт. ; бланки для игры «Бинго-бинго» – по количеству участников; листы белой бумаги – 20 шт. ; репродукция – 1 шт. ; карточки с фразами для упражнения «Иностранец»; маркеры по количеству участников; ножницы, ватман – 4-6 шт., скотч, клей, краски, кисточки, журналы с картинками, цветная бумага, картон – для выполнения группового коллажа.

Ход тренинга

время задачи технологии

10 минут Целеполагание, знакомство, ожидания, правила группы Вступительное слово тренера. Беседа

Обсудить с подростками, чем мы будем заниматься и какую пользу это нам принесет. Кто из ребят уже принимал участие в работе тренингов? Что они знают о тренинге вообще и чего ждут от нашего тренинга?

10 минут Создать легкую атмосферу,

облегчить запоминание имен участников группы, активизировать их личностную динамику, развивать ассоциативное мышление. Знакомство: Алексей, апельсин, Амстердам

Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

• первое слово – его имя,

• второе – блюдо (желательно – которое он любит,

• заключительное слово – название города.

Сложность в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

10 минут Создать в группе ощущение комфортного пребывания, актуализировать чувство безопасности.

Принятие правил группы

Мозговой штурм: правила группы, которые я принимаю

• Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.

• Говорить только «от своего лица» («Я – высказывания»).

• Слушать друг друга внимательно, не перебивая.

• Антимобильник.

• Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

• Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения.

• В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

15 минут Научить участников тренинга координировать свои действия с партнерами, а также брать инициативу на себя и руководить этими действиями.

Игра «Бинго-бинго»

(бланк для игры в приложении 1)

Сейчас каждый из вас получит бланк «Бинго» и карандаш. Вам необходимо как можно быстрее заполнить любые 6 клеток подряд по горизонтали, вертикали или диагонали именами людей, которые смогли бы утвердительно ответить на все ваши вопросы, написанные в квадратиках.

Итак, ребята, ваше время вышло.

Обсуждение:

-Что показалось в игре интересным?

-Что заставляло вас задуматься?

- Бывали ли случаи, когда ваши ожидания не оправдались: например: вы думали, что человек, которому вы подошли ответит на вопрос, а он вам не отвечал, и наоборот?

-Как вы чувствовали себя в таких случаях?

15 минут Обучить подростков находить взаимопонимание с людьми в ситуации, когда необходимо руководить им, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников.

Упражнение

«Вслепую через лабиринт»

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями. Можно провести упражнение в нескольких модификациях: команды подаются голосом, с помощью положенной на плечо партнера руки, какого-либо небольшого источника звука вроде колокольчика (услышал звук – двигайся в ту сторону, откуда он доносится, стало тихо – остановись).

Обсуждение

Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

20 минут Преодолеть тревожность участников, вызванную пребыванием в незнакомой среде;

Тренироваться в умении вступать в контакт, воспринимать и передавать информацию.

Игра «Путаница»

Группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнесясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, какой бы сложной она не казалась на первый взгляд, выполнима. Редкий случай – узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры тренер ведет две роли :

• поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;

• стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.

Обсуждение

Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом?

Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным?

Как относится группа к этому явлению?

10 минут

Перерыв

Упражнение «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Необходимо двум исполнителям выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начинаем игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно?

Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен:

• танец кистей рук;

• танец рук;

• танец головы;

• танец плеч;

• танец живота;

• танец ног.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела

10 минут Способствовать освоению активного стиля общения и развитию в группе отношения партнерства.

Упражнение-разминка «Карандаши» (А. Г. Грецов)

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют задание, разбившись на пары. Они располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Затем группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и

расширение круга).

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

20 минут Показать искажения информации в процессе коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, и органично перейти к разговору о причинах возникновения конфликтных ситуаций. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь, искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении. Упражнение «Испорченный телефон»

Я объявляю, что нужны добровольцы 4-5 человек. Они должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышать и не видеть. Я достаю лист с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция, фотография и т. д. Общие требования к картине:

1) незнакомый для подростков материал (не из школьной программы);

2) большое количество действующих лиц, многофигурная ситуация.

Далее я спрашиваю: «А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?». Кто-то откликается. «Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо очень внимательно на нее посмотреть, т. к. ее содержание ты опишешь как можно подробнее тому, кто сейчас войдет в комнату». Картинка ни в коем случае не показывается зрителям (для того, чтобы они не подсказывали, и им самим было интересно). Я говорю: «Записывать нельзя. Смотри и запоминай». Затем я вызываю первого из очереди за дверью и говорю ему: «Сейчас тебе расскажут содержание некоторой картинки. Будь внимателен, запоминай все как можно более полно и точно, потому что тебе придется то же самое пересказать следующему. Спрашивать можно, но лучше сначала выслушай». Группе я говорю: «Эмоций сколько угодно, но не подсказывайте». Чем больше пересказов, тем больше искажений, веселья и смеха. При желании можно объяснить, почему происходят искажения.

10 минут Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Игра «Бумажные мячики»

Разделить аудиторию на две равные половины, например, положив на пол веревку. Участников, также разделить на две равные команды. Каждой выдать стопку газет или использованной бумаги формата А4. Команды должны скомкав бумагу, приготовить много бумажных мячиков. Команды выстраиваются в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По команде ведущего они начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Ровно через две минуты, услышав команду «Стоп!», надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. Перебегать за разделительную линию нельзя.

Сама разминка проходит крайне весело и шумно, что позволяет разрядить обстановку и подзарядить участников энергией.

15 минут Побудить подростков задумываться над

используемыми фразами, рассматривать в новых, необычных

ракурсах то, что кажется понятным, привычным и банальным,

вставая на позицию «наивного слушателя», не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает. Упражнение «ИНОСТРАНЕЦ»

«Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык, и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально : например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы» :

• Себе на уме.

• Комар носа не подточит.

• Метать бисер перед свиньями.

• Сам черт не брат.

• Прошел огонь, воду и медные трубы.

• Не подмажешь – не поедешь.

• У семи нянек дитя без глазу.

• Яйца курицу не учат.

• Зимой снега не выпросишь.

• Дом был полной чашей.

• На воре и шапка горит.

Упражнение выполняется в подгруппах по 3 — 4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по 3 фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.

Обсуждение. Обратите внимание, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла. Обсудите случаи, когда отказ от «заранее известного» понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе.

30 минут Способствовать развитию эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков вербального и невербального общения. Групповой коллаж

Подростки на склеенных листах ватмана коллективно выполняют творческую композицию. Путем групповой дискуссии выбирается тематика коллажа. На период выполнения работы вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции. Желательно сделать фотографии коллажа в нескольких ракурсах.

Обсуждение.

Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

5 минут Итоговая рефлексия Работа со стикерами.

1. Что сегодня для вас было важным?

2. Что было не совсем понятным?

Список использованных источников.

1. Дубровина И. В. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., Изд. центр «Академия», 1997г.

2. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. М. : Творческая педагогика, 1993г.

3. Кирейчева Е. В., Кирейчев А. В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006г.

4. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. 1990г.

5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками - СПб. : Питер, 2006г.

6. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - М. : 2000г.

7. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг. - М. : Гардарики, 2004г.

8. Козлов Н. И. Формула личности. - СПб: Питер, 1999г.

Публикации по теме:

Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга»Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга» Цель: помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения. Задачи: расширить представление детей о межличностных отношениях,.

Конспект НОД по физическому развитию: «Мы друзья, друг без друга нам нельзя» с исп-ем социально-личностной технологии (3–4 года) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 Приморского района г. Санкт-Петербурга Конспект НОД.

Психологический тренинг «Ценности жизни» для учащихся 8-х классов Психологический тренинг для учащихся 8-х классов «Ценности жизни или формирование ценности «Я» осознание своей жизни» Педагог-психолог:.

Психологический тренинг для педагогов «Избавление от обид» Видео Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения у педагогов; способствовать формированию желания и возможностей избавиться от негативных.

Психологический тренинг для педагогов «Птица счастья» Основные цели: Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности.

Психологический тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения» Цель тренинга: Снижение эмоциональной усталости и поднятие настроения. Задачи: 1. Нейтрализация и подавление отрицательных эмоций. 2. Сохранение.

Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми» Социально – психологический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения. «Стиль общения педагога с детьми». Цель: освоить.

Социально-психологический тренинг «Про нас любимых!» Задачи: 1. Обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях, сократив дистанцию в общении;.

Тренинг для подростков «Учись говорить «нет»Тренинг для подростков «Учись говорить «нет» Цель: формировать у воспитанников устойчивый навык неприятия алкоголя, курения, наркотиков, умение активного противостояния пагубным привычкам.

Умение понимать друг друга Через стекло Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-психологический тренинг общения для подростков «Давайте понимать друг друга с полуслова»
Опубликовано: 2 августа 2018 в 14:28
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-психологический тренинг общения для подростков «Давайте понимать друг друга с полуслова»» (включая файлы) размещена пользователем Стрелкова Татьяна (УИ 1597228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД